Коронавирус пересчитывает бойцов: по итогам первой волны клининговый рынок в России не досчитался около 5% игроков

4 июля 2020
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 6170
Поделиться:
Коронавирус пересчитывает бойцов: по итогам первой волны клининговый рынок в России не досчитался около 5% игроков
4 июля 2020
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 6170
Поделиться:

Общая ситуация в экономике зеркально отображается на клининговой отрасли: заказчики закрываются, перестают платить, требуют снижения цен, отсрочки платежей на 2-3 и даже 6 месяцев. Убытки компаний в сфере профуборки сейчас, конечно, оценить сложно. В среднем потери составили порядка 30-50% по объему оказываемых услуг и выручке. Но тут все очень индивидуально и напрямую зависело от предприятий-заказчиков.

Тяжелее всего пришлось тем, кто обслуживал преимущественно торговые центры, рестораны, гостиничный сектор, то есть объекты, которые не функционировали весь период самоизоляции, а часть из них до сих пор остаётся закрытой с неясными перспективами. Потери компаний с такими клиентами в некоторых случаях достигали 70-80%. Многим пришлось сокращать персонал, отправлять сотрудников в оплачиваемые отпуска, временно снижать заработную плату – через бюджетную оптимизацию прошли почти все, иначе было не выжить. В этой ситуации, даже максимально сократив свои издержки, очень сложно оставаться прибыльным. Поэтому многие фирмы два последних месяца живут только за счёт дотаций собственников.

Оставшиеся без средств на выплату зарплаты и уплату налогов фирмы подвергаются штрафам и в ряде случаев вынуждены уходить с рынка. Данных о количестве компаний, которые не смогли пережить пандемию и были закрыты, пока нет — ещё очень мало прошло времени после снятия ограничений на работу клининговых компаний и их заказчиков. Но приблизительно оценить «потери бойцов» в нашей отрасли на данный момент можно в 3-5% от общего числа игроков рынка. Двузначного показателя потерь удалось избежать благодаря тому, что в большинстве регионов предприятия заказчиков продолжали работать в период «карантина», хоть и не в полную силу. Свою значительную роль сыграл и тот факт, что клининговые компании, по сути, являются структурами, которые обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а деятельность напрямую связана с защитой здоровья и предотвращением распространения инфекций (в том числе и COVID-19). Поэтому власти многих субъектов не препятствовали работе профессиональных уборщиков. 
И даже в таких, довольно щадящих по сравнению с другими сферами бизнеса, условиях немало игроков не прошли стресс-тест коронакризисом — информация о закрытии подобных фирм уже появляется. При этом основной вал ухода игроков с рынка впереди, т.к. большое количество организаций ещё не выплатили задолженности по налогам за 1 квартал 2020 года. Активность ФНС пока низкая. Как только фискальный механизм заработает в полную силу, ряду компаний не избежать закрытия бизнеса или банкротства.

В настоящее время объекты частично открываются, выручка медленно начинает расти, но к докоронавирусному показателю вернется не раньше следующего года. При этом также следует учесть, что значительно возросла себестоимость услуг по причине серьезного увеличения расходных статей: средства индивидуальной защиты сотрудников, дезсредства, сдача анализов персоналом и т.д. В сфере контрактного клининга рентабельность всегда была невысокой, на уровне 3-5%, а теперь она стала ещё ниже. Положительным моментом ситуации с ковид-кризисом для клинеров стал рост спроса на услуги по дезинфекции, однако процесс развития услуг по дезинфекции в стране пока протекает достаточно хаотично. В результате как грибы после дождя появляются непрофессиональные компании, оказывающие фейковые услуги. 

Клининговый рынок в России, конечно, будет существовать и дальше, т. к. это услуга первой необходимости. При этом бюджеты заказчиков уже очень сильно просели, а конкурентная борьба за них становится все более жесткой. Будущее отрасли связано с общим состоянием экономики, но есть надежда, что в ближайшие год-два отрасль клининга восстановится, благодаря повышенным санитарным требованиям, которые стимулируют развитие сегмента профессиональной уборки и дезинфекции. 

В свою очередь СРО АКФО помогает профессиональным участникам рынка, которые уплачивают налоги. С помощью своих региональных отделений, взаимодействующих с УФНС на местах, Ассоциация, благодаря выстроенному рабочему диалогу с Налоговой службой, старается поддержать добросовестные компании. АКФО проводит большую работу с Правительством РФ по формированию цивилизованного рынка и улучшению действующей системы конкурсных процедур, изменению отношения к клининговой отрасли, результатом деятельности которой является благополучие и безопасность окружающей санитарной среды. Кроме того, Ассоциация объясняет заказчикам преимущества работы с профессиональными подрядчиками, раскрывает механизм формирования цен на услуги и риски работы с непрозрачными компаниями. Вместе с Правительством РФ СРО АКФО поступательно движется к формированию цивилизованного рынка и улучшению действующей системы конкурсных процедур, изменению отношения к клининговой отрасли, результатом деятельности которой является благополучие и безопасность окружающей санитарной среды.

 

Автор: Наталья Карасева, Коммерческий директор ООО «АЛЬФА-СЕРВИС», член Правления СРО АКФО

Веб-журнал InfoClean

 

Похожие статьи:

Новости клинингаВ Правительство направлены рекомендации по поддержке клининговой отрасли в условиях пандемии коронавируса

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»