17 апреля 2014
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 7357
17 апреля 2014
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 7357
Человечество тысячелетиями формирует своё культурное наследие, из поколения в поколение бережно передавая создаваемые шедевры. Трудно представить, но порой судьба бесценных творений, так тщательно оберегаемых, зависит от обычных уборщиков: история знает немало случаев, когда по незнанию или вследствие чрезмерной старательности были испорчены или уничтожены картины и инсталляции.
Веб-журнал InfoClean подготовил подборку самых впечатляющих историй предметов искусства, подтверждающих, что «вклад» клинеров в развитие мировой культуры не стоит недооценивать.
Творения, уничтоженные клинерами
Инцидент, произошедший в начале апреля в гонконгской гостинице Grand Hyatt, заставил серьёзно поволноваться как экспертов в мире живописи, так и поклонников творчества китайского художника Цуй Ручжоу.Свиток «Заснеженные горы», написанный им тушью и приобретённый на аукционе за3.7 млн долларов неизвестным любителем живописи, был выброшен работниками клининговой компании на свалку как обычный мусор – весь процесс фиксировался камерами видеонаблюдения. Старания полиции, брошенной на поиски произведения современного азиатского искусства, оказались тщетными – свиток так и не был найден.
Пожалуй, чаще всего уничтожаются картины уличных творцов, художественную ценность которых не могут осознавать непосвящённые. Фреска «Криминальное чтиво» художника-партизана Бэнкси была продана на аукционе Sotheby's за поистине фантастическую цену в 170.6 тыс. долларов. В рамках работ, проводимых Лондонским транспортным управлением, она была закрашена. Этот инцидент принёс художнику небывалую известность, но случай уничтожения его творений уборщиками не стал единичным.
В Австралии граффити, выполненное его рукой, в 2010 году было уничтожено дворником, занимавшимся облагораживанием прилегающей территории. На стене одного из пабов, наряду с обычными уличными рисунками, красовалась знаменитая «Крыса на парашюте», которая и была закрашена старательным работником. Так Мельбурн потерял одно из наиболее посещаемых туристами мест. Паб был приобретён нынешним владельцем за 114 тысяч долларов. Теперь же его ценность минимальна.
В феврале 2014 в городе Бари проводилась выставка современного искусства, одним из наиболее заметных экспонатов которой явилась работа художника по имени Сала Мюрат. Произведение, обыгрывавшее тему экологии, было полностью выполнено из картона и бумаги, а большую убедительность и реалистичность ей, по мнению автора, придавали кусочки разбросанного печенья. Придя на работу, сотрудница клининговой компании приняла инсталляцию за обычный хлам и отдала материалы сортировщикам мусора. Стоимость творения составлялаоколо 13 700 долларов.
Вкусы ценителей современного искусства весьма специфичны. Печальная история приключилась с Кортни Лав, вдовой солиста группы Nirvana Курта Кобейна. В процессе переезда рабочими, упаковывавшими вещи, был утерян спичечный коробок, в котором находилась мёртвая птица. Сделанный Полли Морган — любимой художницей актрисы — по индивидуальному заказу, он оценивался примерно в 13 400 долларов, но нанесённый моральный ущерб оказался по-настоящему велик и непоправим.
К счастью, не всегда старания клинеров приводят к утрате предмета искусства. Известны случаи, когда творения были изрядно испорчены, но впоследствии их удалось восстановить.
Художественные ценности, «пережившие войну» с уборщиками
Пожалуй, самый нашумевший случай связан с повреждением российским художником и, по совместительству, уборщиком Владимиром Уманцем полотна экспрессиониста Марка Ротко «Чёрное на коричневом». Придя в галерею Tate Modern, специализирующуюся на показах экспозиций современных художников, вандал в углу полотна, оценивающегося в 83.5 млн долларов, написал: «Владимир Уманец'12. Потенциальное произведение Йеллоуизма» (Vladimir Umanets'12. A Potential Piece of Yellowism). Задержать хулигана по горячим следам не удалось, однако впоследствии, объясняя свои действия, он заявлял о желании объяснить «разницу между искусством и Желтизной». Дальнейшая судьба картины из знаменитого «сиграновского цикла» туманна.
В 2011 году уборщица дортмундского музея Ostwall, сама того не желая, испортила работу известнейшего германского художника Мартина Киппенбергера, оцениваемую примерно в 955 тысяч долларов. Инсталляция «Когда оно начинает капать с потолка» представляла собой выложенную из деревянных плашек башенку с установленным под ним тазом с имитацией осадка, остающегося после высыхания воды. Увидев явный непорядок, женщина вычистила таз до блеска, испортив своим старанием шедевр, восстановление которого в первоначальном виде оказалось невозможным.
Подобное стремление к выполнению своих обязанностей на высочайшем уровне повредило и знаменитой инсталляции «Моя кровать» работы Трейси Эмин. Эпатажная работа стоимостью в 150 тыс. дол., выдвинутая на премию Тернера, – смятая кровать автора, вокруг которой в беспорядке разбросаны смятые несвежие тапочки, грязные колготки, пепельница, журналы, – смутила одного из работников зала, посчитавшего, что какой-то вандал испортил конкурсную работу и аккуратно заправившего её.
Подобные курьёзы часто происходят именно с предметами современного арта, многие из которых были испорчены или уничтожены ещё до оглашения их стоимости.
Утраченные шедевры, так и оставшиеся неоценёнными
К этой категории можно отнести эскиз арт-проекта «Окружённые острова», авторами которого являются Кристо и Жанна-Клод. Инсталляция, представляющая собой 11 искусственных островов около Майами, окруженных розовым полипропиленом, готовилась к экспозиции в течение трёх лет. В рамках проекта к ней было сделано множество предварительных рисунков и коллажей. В итоге один из эскизов был испорчен буквально за несколько минут. Водитель вилочного погрузчика при транспортировке проехал по произведению искусства. Сегодня поврежденный шедевр хранится в офисе страховой компании и не продаётся – такова принципиальная позиция создателя.
Не менее грустной оказалась судьба пакета с мусором, выброшенного на помойку уборщицей лондонской галереи Тейт Модерн. Как выяснилось впоследствии, этот «мусор» оказался высокохудожественной инсталляцией немца Густава Метцгера, носящей гордое название «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства». Помимо набитого бумагами мусорного мешка, в неё входила нейлоновая картина, разъеденная кислотой и символизирующая предметы искусства в их конечной стадии. Конфуз организаторов был объяснён отсутствием ограждения вокруг арт-объекта.
Неоднократно из-за невежества обслуживающего персонала страдали произведения известнейшего авангардиста Дэмиена Херста. Судьба одной из его инсталляций под названием «Раскрась под номерами» является наиболее показательной. Творение, состоящее из кучи хлама, пустых бутылок, банок из-под масляных красок, разбросанных по полу окурков и пепла, и символизирующее художественный беспорядок в мастерской творца, едва не оказалось выброшенным сотрудниками клининговой компании. С огромным трудом инсталляцию удалось спасти и с помощью самого автора привести к почти первоначальному виду.
Несмотря на постоянную работу галеристов с обслуживающим персоналом с целью приобщения его к современному искусству, случаи порчи и уничтожения арт-объектов повторяются с завидной регулярностью. Как резонно заметил руководитель итальянской клининговой компании Chiarissima, чья сотрудница уничтожила одно из таких произведений: «Она просто делала свою работу». В то же время самим художникам советуют почётче выражать свою мысль при воплощении художественных идей, так или иначе завязанных на экологическую тематику.
Автор: Елена Мерзлякова
по материалам российских и зарубежных интернет-изданий
Веб-журнал InfoClean
Похожие статьи:
Кадровый вопрос → «Ронова» и другие: охота за «белым гастарбайтером»