Герой среди пылесосов, или Как Nilfisk GA70 спас жизни 10 летчиков
Голосов: 0
Просмотров: 5719
Голосов: 0
Просмотров: 5719
Холодная война 20-го века не обошла стороной и клининговую технику. Некоторые машины даже спасали жизни своим владельцам. Об одном таком героическом пылесосе и пойдет речь в истории, которая случилась в осеннем небе над Баренцевым морем более 30 лет назад.
Воскресенье 13 сентября 1987 года было самым обыкновенным днем времен холодной войны: норвежский четырехвинтовой самолет «Орион» P-3B под собственным именем Бернт Балхен" (Bernt Balchen) привычно патрулировал над Баренцевым морем в международном пространстве недалеко от Рыбачьего полуострова. На борту находилось десять офицеров, в задачи которых входило наблюдение и установка гидроакустических буев.
Неожиданно по левую сторону от разведчика возник новейший советский истребитель Су-27 «Фланкер». Подобные перехваты были обычным делом: самолеты сближались на расстояние 30–100 метров, чтобы «познакомиться» и понять, кого придется сопровождать или предупредить о нарушении границ. Кроме того, иностранные пилоты соревновались, кому из них удастся сделать лучшие кадры советских машин. В это утро русский истребитель подошел невероятно близко — между «Орионом» и «Сухим» было всего 25 метров, такую возможность норвежцы просто не могли упустить.
Как рассказывал позже бортинженер Карл-Виктор Боттольфсен, гордость советских ВВС была прекрасно видна в блистер, через который и производилась съемка. Пока экипаж «Ориона» делал фото и снимал происходящее на камеру, пилот Су-27 продемонстрировал боевое оснащение корабля — ракеты на подвесе в нижней части.
Внезапно русский самолет совершил опасный маневр: пилот направил машину вниз и нырнул прямо под носом у P-3B, а через некоторое время снова оказался слева от норвежцев. Экипаж «Ориона» был встревожен: произошедшее можно было считать столкновением — во время маневра между машинами оставалось всего полтора метра. Чтобы умерить пыл пилота истребителя, командир экипажа Ян Сальвесен подал предупреждающий сигнал: выпустил шасси и снизил скорость, сбросив обороты двигателя. После этого советский самолет исчез.
Через несколько минут норвежцы снова увидели «Сухого», теперь он находился справа от P-3B, но все так же близко, так что экипаж сумел увидеть, что находившийся за штурвалом Су-27 Василий Цымбал приветственно махал им рукой.
Су-27 под управлением В. Цымбала перед столкновением |
Еще долгое время машины продолжали полет на расстоянии нескольких метров друг от друга. Вдруг русский пилот снова совершил отчаянный маневр: немного отстал, резко ускорился, а потом, клюнув вниз, нырнул под правое крыло «Ориона» и выскочил прямо у него перед носом. Он даже не заметил, что в этот момент правый киль его истребителя зацепило одним из винтов норвежской машины.
Пылесос Nilfisk GA70 после попадания в него осколка пропеллера |
Пропеллер разлетелся на части, и его обломки ударили по двигателю и фюзеляжу. Неизвестно, чем закончилась эта выходка русского пилота, если бы на помощь норвежским офицерам не пришел пылесос Nilfisk GA70, стоявший в шкафу, — именно он принял на себя всю мощь удара одного из осколков. Благодаря этому никто не пострадал, а кусок винта не повредил важные детали самолета, была лишь дыра в обшивке длиной 30 см.
Последствия столкновения для норвежского «Ориона» |
Но все же «Ориону» досталось: из-за дисбаланса, вызванного повреждением винта, в кабине раздавался неприятный звук, вдобавок второй пилот заметил, что один из двигателей поврежден, и сумел провести аварийную остановку. Когда экипаж обнаружил подвиг пылесоса и зияющую пробоину, командир распорядился сбросить давление в кабине, чтобы предотвратить новые повреждения. После этого норвежский самолет снизился до 10 тысяч футов и успешно добрался до ближайшей авиабазы.
Сложно описать, что ощущал экипаж «Ориона» в эти минуты. В момент аварии офицеры ожидали худшего, в том числе готовились совершить аварийную посадку на воду. «Конечно, это очень драматично, когда два самолета сталкиваются в воздухе, и нам просто повезло», — отметил оператор РГБ Ян-Арне Твербак. Следственная комиссия поначалу не верила рассказам экипажа, но фотографии советского истребителя подтвердили его слова.
Героический пылесос Nilfisk GA70 - экспонат музея авиабазы Аннёйя |
Чем закончилась эта история? Разобравшись в произошедшем, государство наградило Василия Цымбала медалью. Норвежцы в память о событиях этого воскресного утра установили мемориальную доску с фрагментом сломанного пропеллера на авиабазе Аннёйя. Что касается пылесоса, совершившего подвиг, он тоже удостоился почести и хранится в музее на упомянутой базе.
По материалам ЖЖ andrej-kraft и forsvaretsforum.no
Похожие статьи:
Новости клининга → Клинеры самолётов в «Пулково» раскрыли секрет уборки после самых неряшливых пассажиров