Клининговый рынок Украины: Рейтинг, Демпинг, Персонал

Клининговый рынок Украины: Рейтинг, Демпинг, Персонал

Соотношение Цена/Качество в украинском клининге

 

«Погоня за клиентом» — одно из главных состязаний у клинеров Украины. Наиболее легкий и весьма действенный способ обойти соперника на повороте — снизить цену своей услуги. Результат такой гонки вполне предсказуем — демпинг и снижение цены вплоть до нулевой рентабельности. Часто такие победы становятся Пирровыми — заходя на объект без должного финансирования, компания-победитель не может выполнить обязательства, взятые на себя, и с позором расстается с завоеванным «трофеем».

Демпингом грешат не только старожилы рынка, пытающиеся зарабатывать не на высокой марже, а на больших объемах. «Молодежь», желающая откусить свой кусок пирога, и наработать себе клиентскую базу, тоже готова работать на уровне себестоимости. К примеру, если среднерыночная цена генеральной уборки — 14-16 грн./кв.м., то новички согласны сделать ее по цене 10-12 грн. за квадрат. Стандартную стоимость обслуживания помещения до 1000 кв. м в 10-12 грн/кв. м. молодые клининговые компании способны сократить на треть. То же касается и помещений площадью более 1 тыс. кв. м., средняя стоимость уборки которых составляет 8-10 грн./кв. м.

Сергей Таратин уверен, что падение цен на услуги клининга не могло не сказаться на снижении качества предоставляемых услуг. Компании, обслуживающие сетевых клиентов, можно пересчитать по пальцам. Но предложить клиенту качественную услугу они не могут по ряду причин. Основной является падение цен и, как следствие, переход на менее качественные моющие средства, которые зачастую просто не справляются с уборкой вообще. В обязательном перечне «оптимизаторов», по его мнению, также можно найти мероприятия, направленные на снижение фонда оплаты труда линейного персонала, в т.ч. за счет длительных бесплатных стажировок, высоких необоснованных штрафов, увеличения среднего рабочего времени и т.д.

Некоторые из опрошенных экспертов задаются резонным вопросом: «О каком качестве уборки и развитии бизнеса может идти речь, если на сегодняшний день стоимость ежедневной уборки не превышает 50 центов за метр, а основные игроки опускают ценник еще ниже?» Большинство объектов часто переходят из рук в руки, от одной компании к другой, предложившей меньшую цену. Но клиенты уже и сами чувствуют неладное, наблюдая день ото дня грязь на своих объектах, не исчезающую с исчезновением очередной клининговой компании, обещавшей эту грязь побороть. Многие в результате готовы платить клинерам больше при условии предоставления действительно качественной услуги.

В сфере обслуживания частного сектора похожая ситуация. «В среднем цена за уборку составляет 10-25 грн./кв.м., в зависимости от вида работ и степени их сложности. Одни и те же виды клининговых услуг на разных объектах могут очень отличаться по затратам времени и средств», — отмечает Елена Белых, из клининговой компании «Людочка». Цена уборки естественным образом отображается на качестве предоставляемой услуги: чем менее профессиональна команда клинеров, тем ниже стоимость их работы, качество которой будет таким же невысоким. Разница в стоимости одних и тех же работ у разных компаний может быть шестикратной. Например, за генеральную уборку киевской квартиры могут запросить как 5, так и 30 гривен за квадратный метр.

Само собой, ни к чему хорошему такое состояние дел на рынке привести не может. Искусственное занижение цены контракта исполнителем влечет за собой большое количество проблем: отсутствие квалифицированного (обученного) персонала, необходимость экономии на оборудовании и профессиональных моющих средствах и, как результат, вероятность повреждения имущества Клиента из-за некачественно оказанных услуг с последующей потерей Клиента. «Ценовые войны» способны повлечь и более серьезные последствия негативного характера: от усиления конкуренции до отказа от услуг сторонних клининговых компаний вообще.

По мнению Елены Белых, демпинг очень сильно влияет на развитие рынка клининговых услуг Украины. Многие компании желают выделиться среди конкурентов и предоставляют услуги по заниженным ценам — соответственно, качество уборки страдает. «Нас неоднократно вызывали перемывать помещения за «дешевыми» клининговыми компаниями, — рассказывает Елена. — Демпингуя, компания фактически экономит на всем — на средстве для уборки, на персонале и на оборудовании. Отсюда — низкое качество услуги и недовольный заказчик».

Директор клининговой компании «ДЕН» Александр Бардачов считает, что каждая клининговая компания сама выбирает свою стратегию развития и выхода на рынок. Однако, по его мнению, основным принципом конкурентоспособности является оптимальное сочетание цены и качества услуг. Компания должна предоставлять максимально качественные услуги за минимальную рентабельную цену. Такой принцип поможет удержаться на рынке, считает Александр.

Соревнования под девизом «Кто дешевле?!» привели к тому, что компании не могут повысить свои цены даже в плановом порядке с учетом инфляции. В этом году, по словам экспертов, рост стоимости клининговых услуг в столице Украины должен был составить не менее 10%. Но в итоге смельчаков, обновивших свои прайсы, оказалось очень немного, а цены в их коммерческих предложениях увеличились на 3-5%. В среднем по рынку, даже при том, что расходные материалы подорожали на 30%, стоимость клининговых услуг поднялась всего на 1-2%.

 

Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, многие компании, обслуживающие частный сектор, в качестве маркетинговых акций выводят на рынок недорогие пакеты услуг, которые включают генеральную уборку жилья, мытье окон, чистку мебели, ковров и пр. Цены подобных «комплексных предложений» начинаются от 300-400 грн., что гораздо дешевле, чем приобретение каждой «пакетной» услуги по отдельности. Клинеры готовы работать практически «ради работы» в надежде, что клиенты, оценив качество профессиональной уборки, уже не смогут от нее отказаться, и в дальнейшем будут покупать услуги по нормальной цене.

 

Маркетинг и брендирование в клининге

 

С целью убедить клиентов платить больше за свои услуги, профессиональные уборщики все чаще обращают внимание на маркетинговую составляющую своего бизнеса, а также на узнаваемость и репутацию своего имени на рынке клининговых услуг. Заказчики, особенно солидные, как ранее говорилось, уже «созрели» для того, чтобы переплачивать за репутацию и качество. По мере роста компании вкладывают дополнительные средства в рекламу, одновременно пытаясь найти новые каналы коммуникации с потенциальной клиентурой, открывают филиалы в других городах.

Но кроме повышения качества продаж, необходимо также повышать качество и расширять спектр продаваемых услуг (охрана, фасилити менеджмент, ремонт помещений и техники, кейтеринг). Все это помогает рождению и поддержанию Бренда, который в свою очередь помогает компании удержаться на плаву в тяжелые времена.

Молодым фирмам, по мнению представителя клининговой компании «Людочка», брендинг также необходим. «Рынок клининговых услуг в Украине еще до конца не сформирован: не все готовы потратиться на уборку своих жилищ, большинство компаний имеют собственный штат уборщиков, а некоторые украинцы вообще мало информированы о существовании такой услуги, как клининг, — считает Елена Белых. — Поэтому начинающая клининговая компания должна помнить о брендировании и качестве предоставляемой услуги, ведении активной маркетинговой политики и выполнении разноформатных работ». В последнее время в списке популярных и востребованных работ появились уход за поверхностями из натурального камня, в частности, гранита и мрамора, уборка «сложных» промышленных предприятий, удаление пятен, уборка прилегающих к зданию территорий и пр.

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»