4 декабря 2013
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 6300
Теги: энергоэффективность, управляющая компания, управление недвижимостью, сергей креков, олег попов, обслуживание недвижимости, оао «здания», новость, минэнерго, государственные учреждения, госструктуры, виктор козин, веб-журнал infoclean
4 декабря 2013
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 6300
Теги: энергоэффективность, управляющая компания, управление недвижимостью, сергей креков, олег попов, обслуживание недвижимости, оао «здания», новость, минэнерго, государственные учреждения, госструктуры, виктор козин, веб-журнал infoclean
Чиновники Министерства энергетики предлагают создать своего рода «Славянку» для бюджетных организаций. Эта структура с рабочим названием ОАО «Здания» должна будет принять на свой баланс недвижимость учреждений различного уровня с целью эксплуатации, технического обслуживания и повышения энергоэффективности зданий. В качестве пилотной площадки для проекта выбран Татарстан, сообщает «Коммерсант»
Замминистра Минэнерго Антон Инюцын во время доклада на Всероссийском совещании по энергоэффективности озвучил предложение своего ведомства создать единую федеральную структуру по управлению всей недвижимостью бюджетных организаций. Всероссийская управляющая компания, по задумке министерства, должна будет, получив объекты недвижимости на свой баланс, сдавать их в аренду государственным учреждениям, отвечая при этом за эксплуатацию, ремонт и мероприятия по энергоэффективности этих объектов.
Формат глобальной управляющей компании еще окончательно не утвержден, но варианты уже имеются. Подходящими названы такие формы, как госкорпорация, ОАО и договор концессии. Заместитель министра считает акционерное общество наиболее приемлемым вариантом по нескольким причинам. Одна из них — износ бюджетных зданий, который, по словам А. Инюцына, достигает 60%. В бюджете сейчас нет средств для повышения их энергоэффективности, а формат ОАО позволит привлекать частные инвестиции в эту сферу, чтобы вкладывать их в проекты с окупаемостью более семи лет. Кроме того, чиновник полагает, что акционерная форма государственной УК позволит создать конкуренцию в сфере управления бюджетной недвижимостью. Но при этом отмечает, что бюджетные организации в настоящее время сами нанимают коммерческие УК на конкурсной основе.
Основным акционером глобальной УК предполагается сделать «Росимущество». Правовую базу для передачи имущества на баланс ОАО с госучастием и его аренды планируется разработать до конца 2013 года. А в 2014 году в Татарстане будет отрабатываться пилотный проект по внедрению этой модели. По словам представителей министерства, предложение Минэнерго было принято на заседании Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Предлагаемая структура напоминает небезызвестную «Славянку» только для госучреждений: акционерное коммерческое предприятие с максимальным государственным участием, обслуживающее всю бюджетную недвижимость страны в качестве генподрядчика. ОАО «Здания», по всей видимости, также как и дочка «Оборонсервиса», будет привлекать коммерческие структуры для непосредственного обслуживания и эксплуатации этой недвижимости, избавив тем самым лечебные, учебные и тому подобные учреждения от непрофильной деятельности по работе с частными УК.
Эксперты оценивают инициативу Министерства энергетики с некоторой долей скептицизма. «Пока я не знаю примеров создания государственного монстра в конкурентной сфере, где он был бы эффективнее малого или среднего бизнеса,- заявляет исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. — Государству следует, наоборот, выходить из рынка услуг ЖКХ». По его мнению, лучше законодательно обязать бюджетные учреждения переходить к повышенному классу энергоэффективности, а не создавать единую управляющую организацию на 20 тысяч муниципальных образований. «Избавить государственные учреждения от непрофильных для них функций в области ЖКХ — прекрасная идея, если ее правильно воплощать, — считает ген. директор компании «Кристанваль-клининг» Олег Попов. — Но я не знаю примеров эффективных государственных агентств или корпораций по развитию чего-либо. «Курорты Северного Кавказа», «Славянка» и «Росграница» – самые последние тому примеры».
В то же время исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Игорь Башмаков называет идею создания профильной УК государственных зданий «здравой», поскольку единый собственник может проводить централизованные конкурсы и получать экономию на масштабе. «С одной стороны, создание компании по управлению государственным имуществом повлияет на рынок управления недвижимостью, — размышляет Алишер Абдужабаров, руководитель направления facility management компании Cristanval. — С другой — все многообразие видов объектов (школы, санатории, особняки) требуют систематического подхода в управлении с целью рационального распоряжения имуществом и поддержания в надлежащем состоянии».
Комментарии
Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate
Соглашусь с теми, кто считает создание госкорпораций, особенно в эксплуатационной сфере, неудачной идеей. Из тех госкорпораций любого профиля деятельности (от эксплуатации ресурсов до научных изысканий — «Росатом», «Ростех», «Роснано» и т.п.), которые были созданы в 2000-х годах, ни одна не продемонстрировала эффективной работы. Думаю, создание единой государственной управляющей компании для бюджетных организаций – это еще один способ аккумулировать финансовые средства в одних руках и не более. Объявленная цель – усиление конкурентоспособности управляющих компаний и повышение энергоэффективности зданий – звучит, по меньшей мере, неубедительно.
Основной инструмент привлечения частной управляющей компании на аутсорсинг — путем конкурса — никуда не денется, только его инициаторами станут другие организации. Для рыночных управляющих компаний смена заказчика ничего не изменит; возможно, на первых порах возникнут какие-то технические трудности в подготовке и объявлении тендера и прочие бюрократические проволочки. Но от этого будут страдать не управляющие компании, а бюджетные организации, для которых их нанимают. Самое главное, чтобы конкурсы были прозрачными, чтобы выигрывал тот, кто действительно может предложить оптимальное сочетание цены и качества, а не тот, кто предложил больший откат, не «друзья» корпорации и не аффилированные с госкорпорацией компании.
Что касается «энергоэффективности зданий» — надеюсь, авторы идеи имели в виду проблему энергосбережения, а не что-то другое. И для решения этого вопроса нужна не госкорпорация, а энергосберегающие технологии, система энергосбережения, в которую входит и использование энергосберегающих ламп, и когенерация, и использование собственных ресурсов здания для выработки электроэнергии. И этих технологий масса. Они давно используются в Европе, но редко применяются в России. И в разумных пределах обеспечить ими здания – задача, вполне посильная для управляющей компании, работающей на объекте. Боюсь, создание единой госкорпорации к этому не имеет никакого отношения.
Виктор Козин, исполнительный директор NAI Becar (Москва)
Создание единого центра — это формирование монопольного монстра, который утонет в коррупции. Обычно со стороны в такие структуры бизнесу не попасть. Прикормленные компании с рынка, а нередко и аффилированные, в результате будут делить пирог, распределяя куски.
Было бы целесообразней говорить о создании законодательной базы по привлечению бизнеса на основании единых стандартов, определяющих единый подход к оценке, эксплуатации, управлению госимуществом. При наличии единой стандартизированной базы было бы проще говорить о едином подходе к требованиям к подрядчикам и единых процедурах контроля со стороны Заказчика. А если бы эти стандарты нашли отражение и в законе, приходящем на смену ФЗ-94, то они бы существенно поумерили креатив Заказчиков при проведении отбора подрядчиков, предоставив последним возможность отрыто участвовать в конкурсах.
Гораздо эффективнее заняться формированием именно стандартизации процессов и процедур в сфере обслуживания госимуществом (не путать с техническими нормами, которые прописаны с СНиПах, ГОСТах и других документах). Речь идет о едином подходе во взаимоотношениях, требованиях к организации процесса выполнения работ и проверки их результатов. Сегодня на практике — кто во что горазд. Это дает каждому Заказчику возможность устанавливать свои правила игры.
Веб-журнал InfoClean
Похожие статьи:
Статьи, аналитика, интервью → Управляющие компании для ЛПУ - новый уровень развития аутсорсинга в медицине
Статьи, аналитика, интервью → Каждую работу должен делать тот, кто ее делать умеет.
Статьи, аналитика, интервью → Кризис в клининге. Всерьез и надолго?
Кадровый вопрос → Кадровый голод в клининге. Как утолить?