Кризис в клининге. Всерьез и надолго?
- Перспективная уборка
- Цены снижены
- Клиентов становится меньше
- Выживут сильнейшие
С началом мирового финансового кризиса на петербургском рынке клининга появилось множество новых игроков. Пока крупные клининговые фирмы пытаются сохранить доходность бизнеса, их молодые конкуренты привлекают клиентов демпинговыми тарифами, что уже привело к 25-процентному снижению цен на данный вид услуг.
Перспективная уборка
На запрос «клининг в Петербурге» поисковик выдает сотни ссылок на красочные сайты разнообразных клининговых компаний. Семь компаний из десяти открыты в 2009-м или в конце 2008 года. По данным Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербурга (АРУК), на сегодняшний день в Северной столице работает более 200 фирм. Из них 10–15 крупных, которые контролируют 60–70% рынка.
Разброс цен на одни и те же услуги различается в разы. Например, компания «Клинтек Сервис» анонсирует цены на поддерживающую уборку площадей бизнес-центра – от 18 руб./кв. м. Минимальная стоимость уборки офиса специалистами компании Go! Cleaning – 45 руб./кв. м. Ценник компании «Импекс Клининг Нева» на услугу ежедневной комплексной уборки охватывает диапазон от 25 до 112 руб./кв. м. «
Клининг и эксплуатация торговых и офисных помещений на сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости – одно из самых перспективных направлений, – уверена директор по управлению Becar Realty Group Наталья Скаландис. – Управление – это работа с потоком арендаторов, а этот поток сейчас невелик. Эксплуатация и клининг востребованы всегда независимо от условий рынка: объекты есть, значит, их нужно эксплуатировать».
Но если эксплуатация недвижимости требует опыта, знаний и лицензий, то услуги по клинингу может предоставлять по большому счету любая группа людей. «Качество услуг небольших компаний немногим отличается от качества услуг крупных участников рынка. Разница разве что в размере компании и ее пафосности. Для того чтобы обеспечить качественный клининг в любых условиях, достаточно 5–6 аппаратов, нескольких квалифицированных специалистов и химии. Себестоимость услуг маленькой компании меньше, чем крупной, поэтому она может предложить более низкие цены, что важно сейчас», – считает генеральный директор ООО «Элит Клининг» Кирилл Печеняк (компания вышла на рынок в конце 2008 года).
«Почему клининговые компании выходят на рынок в кризис? В кризис на рынок труда выходят хорошие профессиональные менеджеры из крупных компаний, сокращающих персонал. Новая компания берет двух таких менеджеров и предлагает клиентам сервис, не уступающий по качеству сервису крупных компаний», – объясняет Артем Насыров, менеджер ООО «Альфа Клининг» (клининговая компания вышла на рынок в преддверии кризиса).
Другие новички на рынке клининга – строительные и управляющие компании, которые, используя наработанный административный ресурс и нередко нерыночные методы получения заказа, активно зарабатывают на смежных услугах. «Они получают заказ, а потом нанимают на аутсорсинг клининговые компании, заставляя их понижаться в цене», – говорит генеральный директор АРУК Сергей Маяков. В итоге цены на рынке клининговых услуг падают.
«Политика многих некрупных компаний на сегодняшний день такова. Они выставляют цены на клининговые услуги заведомо ниже рыночных. Таким образом они набирают пул клиентов», – добавляет директор по эксплуатации Becar Realty Group Валентин Каверин. «Часто, чтобы выполнить крупный заказ, небольшие компании нанимают субподрядчика и зарабатывают прибыль за счет дельты между стоимостью услуг подрядчиков и стоимости контракта», – отмечает коммерческий директор ООО «Импэкс-Клининг Нева» Светлана Шеремет.