Запрет «бытовухи» как шанс для профессиональной химии. Мнения участников рынка
Голосов: 0
Просмотров: 10774
Голосов: 0
Просмотров: 10774
В конце августа Роспотребнадзор предписал ритейлерам убрать с полок бытовую (в основном моющую) химию известных иностранных брендов, чем немало озадачил как самих производителей, так и потребителей. Позже разъяснения были даны, но «осадочек остался».
Согласно письму Роспотребнадзора, снятию с продажи подлежали моющие средства, производимые на российских и иностранных заводах таких компаний, как Procter & Gamble, Henkel, Colgate-Palmolive, The Clorox Company и Werner & Mertz. Помимо средств длямытья посуды и жидкого мыла под запрет попала также продукция, предназначенная для уборки помещений: «UNICUM универсальное средстводлямытья полов «СПА»», «Luxus Professional Чистый пол. Паркет», универсальное антибактериальное чистящее средство для всех типов поверхностей «Формула 409» и средство для чистки и ухода за полом Emsal. Последнее, кстати, производится на заводе компании Werner & Mertz GmbH, которая представляет на российском рынке и профессиональную химию для клининга под брендом Tana Professional. Любопытно, что претензии производителям по поводу опасности их продуктов Роспотребнадзор не предъявлял. Письма, предписывающие изымать с полок определённые товары, получили только ритейлеры.
Попадание в чёрный список одного из своих продаваемых в России продуктов вынудило Werner & Mertz Professional Vertriebs GmbH выпустить специальный релиз, в котором компания сообщает об опротестовании российским дистрибьютором заключения Роспотребнадзора, отделяет бытовую линейку своих средств от профессиональной и заверяет, что проблем с продукцией под брендом Tana Professional на данный момент нет.
Августовский инцидент с Роспотребнадзором далеко не первый. В 2015 году проблемы из-за надзорного ведомства у поставщиков бытовой химии для уборки в России возникали как минимум дважды. Так, в апреле за «несоответствие гигиеническим нормам» был полностью запрещён импорт из Украины моющих средств производства компании «СК Джонсон», среди которых оказались «Мистер Мускул» и «Туалетный утёнок». А с середины июня в Россию запретили ввоз бытовой химии под брендом «Ушастый нянь», которая производится на украинском заводе, принадлежащем петербургской компании «Невская косметика».
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», предполагают, что подобные действия являются частью торговых войн, и не исключают запрета определённых торговых марок как таковых вслед за проверками и изъятием с полок. При этом продукция упомянутых выше производителей занимает почти три четверти рынка чистящих средств в России, объём которого, по данным Euromonitor International, в прошлом году составил почти 104 млрд руб. В числе лидеров исследователи назвали Procter & Gamble с 37% и Henkel с почти 21% российского рынка.
Не секрет, что профессиональные уборщики ничуть не гнушаются использовать в своей работе бытовые средства, поэтому мы решили узнать у клинеров и поставщиков профхимии для уборки, как они восприняли новости о запрете популярной «бытовухи».
Николай Гришин, главный технолог ГК «ОптиКом»
Я не думаю, что проверка Роспотребнадзором бытовой химии от импортных производителей связана с закрытием полок для них. Многие из фирм (например, «Хенкель» или «Джонсони Джонсон») имеют производства в России. К тому же, как показывает письмо от Werner & Mertz, претензии возникают к одному-двум средствам. Мне кажется, что проверки связаны с выдачей сертификатов (ранее выдача была проще) и с добавлением в препараты этанола (это связано с экологией, а у нас с акцизами). Однако данные проверки могут наконец-то привлечь внимание клинеров к профессиональной химии, которую пока не проверяют.
Николай Коляда, исполнительный директор компании «ПРОФЛИН»
Безусловно, подобный резонанс, возникший среди потребителей и производителей бытовой химии, связан не столько с общим фактом запрета Роспотребнадзора на реализацию некоторых продуктов, сколько с наличием в «списках запрещённых» ведущих брендов бытовой химии, таких как Henkel, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive.
Потребители и профессионалы разделились на два лагеря. С одной стороны стали говорить, что подобный прецедент связан с ответной реакцией России на санкционную политику Запада, а с другой, как только стал известен полный список запрещаемой продукции, заговорили о том, что это всего лишь следствие более тщательного контроля Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Вторая реакция подразумевает под собой более реалистичный и оптимистичный взгляд на сложившуюся ситуацию: рынок бытовой химии в России становится более требовательным к наличию стандартов качества и сертификации. Однако о том, что подобный прецедент освободит на рынке место для отечественного производителя, на данномэтапе говорить пока рано. Скорее всего, произойдёт естественное замещение продукции внутри данных брендов за счет аналогичных единиц и внутренней конкуренции.
Как представитель производителя отечественной профессиональной химии, хочу отметить, что при всех нюансах сложившейся ситуации на рынке нельзя игнорировать общую положительную тенденцию. Вместе мы стоим у истоков создания нового образа отечественной продукции.
В свою очередь отмечу, что вся продукция компании PROFLIN сертифицирована и соответствует строгим стандартам качества. Мы создаём новый образ российского производителя, в приоритете у которого потребности профессионалов и грамотная оптимизация рабочего процесса.
Вера Ушакова, генеральный директор НПФ «Химитек»
Неожиданный приказ Роспотребнадзора о запрете на реализацию некоторых «сетевых» продуктов Henkel, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и некоторых других компаний вызвал довольно неоднозначную реакцию как в профессиональной, так и в потребительской среде. Хотя ситуация еще далека от разрешения, тем не менее какие-то промежуточные выводы уже можно попробовать сделать. Если этот процесс, несмотря на все официальные заверения, усугубится и дойдёт до полноценных запретов, то может возникнуть конфликтная ситуация: с одной стороны, есть потребители, которые, отчасти находясь «в плену» агрессивной и грамотной рекламы крупных брендов, могут высказывать необоснованные сомнения (хотя бы по той причине, что многие западные компании давно производят свою продукцию для российского рынка в России) в способности отечественных производителей поставлять продукцию сопоставимого качества, с другой стороны, есть сети, которые в своём планировании теперь будут обязаны учитывать новые риски. Например, что, может быть, не завтра, а через полгода Роспотребнадзор заставит их убрать с полки что-то ещё.
Сетям, которые в первую очередь ставят во главу угла реализацию, будет необходимо страховаться и вводить какие-то аналоги, производимые в нашей стране, но и одновременно рисковать, т. к. вводить в матрицу придётся, возможно, не очень известные в отечественном медийном пространстве российские бренды. Представители пострадавших западных компаний говорят о недобросовестной конкуренции и «неслыханном протекционизме со времён вступления РФ в ВТО», ну а для российских производителей профессиональной химии это, вполне вероятно, неплохой шанс попробовать занять новую нишу на рынке, которая раньше во многом была закрыта по причине невозможности играть на одном поле на равных с более раскрученными западными брендами.