Демпинг и недобросовестная конкуренция в клининге: бороться можно только вместе!
Голосов: 0
Просмотров: 7128
Голосов: 0
Просмотров: 7128
По данным руководителя департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дёгтева, средний чек в московском госзаказе клининговых услуг у МСБ за последний год снизился на 12.1%. Ещё больше, на 13.7%, снизились цены на техническое обслуживание и ремонт зданий. И эти цифры совсем не удивляют. Не секрет, что несовершенство действующего механизма проведения электронных торгов очень часто к победе в них приводит фирмы, предлагающие демпинговые цены, но при этом не обеспечивающие необходимого качества работ.
Демпинг в ходе государственных аукционов на услуги по уборке принимает всё более абсурдные формы. Сейчас падение цены на 50–60% уже воспринимается как норма, и в большинстве случаев на этих цифрах не останавливается, а доходит до 70–80%! Каждому профессионалу ясно, что при полученных в итоге объёмах финансирования о качественном оказании клининговых услуг не может быть и речи, а зачастую цена контракта просто не позволяет работать. Всему виной «Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион», куда вошли все услуги по клинингу. Перечень сводит на нет все характеристики услуги, оставляя единственный критерий — цену. Кроме того, законодательные документы сферы государственного заказа подогнаны под закупку товаров и предполагают наличие, в первую очередь, технических характеристик изделий. «Параметры» услуг там никак не прописаны, что тоже ставит цену контракта во главу угла.
В начале ноября 2013 года в отраслевых печатных изданиях был опубликован Проект открытого письма Ассоциации русских уборочных компаний Правительству РФ, в тексте которого содержалась информация о неблагоприятном финансовом положении отечественных клининговых фирм и предлагалось исключить виды деятельности, относящиеся к уборке, из «Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион». К сожалению, данное письмо увидело свет уже после официальной публикации Распоряжения №219-р от 31.10.2013, в котором упомянутый Перечень и был утверждён, а потому оказать какого-либо влияния не смогло.
В том же 2013 году в рамках рабочей группы по развитию системы закупок в городе Москве Общественного Совета по развитию конкуренции в г. Москве, куда входили и представители АРУК, был разработан первый вариант проекта государственного Контракта на оказание услуг по профессиональной уборке, а также сформулированы предложения по формированию технического задания по клинингу для участия компаний в госзакупках. Типовой государственный Контракт ориентирован на удобство работы обеих сторон Договора (Исполнителя и Заказчика), т. к. минимизирует количество «спорных» вопросов и возможности двоякого толкования. А ввиду того, что на сегодняшний день проблема подбора добросовестной клининговой компании становится все более актуальной, многие уборочные фирмы и организации-заказчики готовы поддержать Ассоциацию и использовать разработанную документацию для проведения торгов.
В настоящее время АРУК и Департамент города Москвы по конкурентной политике совместно разрабатывают механизмы решения проблемы недобросовестной конкуренции среди клинеров в рамках действующего законодательства. И на данном этапе существует два варианта выхода из сложившейся ситуации, параллельно прорабатыващиеся в рамках сотрудничества с Департаментом. Первый — исключение услуг по профессиональной уборке из вышеупомянутого Перечня — процесс долгий и требующий изменения законодательства. Второй — введение качественных критериев для отбора клининговых компаний на этапе допуска к участию в аукционе, дабы исключить возможность участия недобросовестных компаний. При этом стоит отметить, что создание системы предварительного отбора компаний в данном случае является мерой, применение которой возможно в самое ближайшее время!
Предлагается ввести категорирование компаний–участников торгов для того, чтобы изначально было ясно, какая компания способна работать на «разыгрываемом» объекте, а какая не может или не обладает достаточными компетенциями для этого. Здесь важны несколько факторов: размер компании, степень профессионализма персонала, ассортимент услуг, опыт работы на аналогичных объектах, развитость внутрикорпоративной системы менеджмента качества и другие. Такого рода категорирование не исключает возможности участия мелкого и начинающего бизнеса в государственном заказе, однако подразумевает, что небольшие компании смогут работать только на объектах с небольшими площадями для обслуживания, а компании, не имеющие достаточного количества квалифицированного персонала, — на объектах, не требующих организации сложного производственного процесса и т.п. Эти критерии в соответствии с законодательством формируются на базе саморегулирования клининговой деятельности.
Сейчас мы предлагаем всем заинтересованным исполнителям и заказчикам присоединиться к работе Общественного совета по развитию конкуренции в г. Москве. Для этого достаточно вступить в группу «Развитие конкуренции в сфере клининговых услуг» после регистрации на сайте Общественного совета. Проекты документов, к которым можно оставить свои комментарии и замечания, размещены на странице группы.
Также приглашаем принять участие в Открытом Заседании экспертной группы по развитию конкуренции в сфере клининговых услуг ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА Департамента города Москвы по развитию конкуренции, которое пройдёт 21 октября в рамках деловой программы выставки EXPOCLEAN в Москве.
Для ознакомления с работой Экспертной группы приводим выдержку из Протокола с перечнем её решений, принятых на первом заседании:
- Доработать проект государственного контракта на оказание услуг по профессиональной уборке, передать проект в юридическое Управление Департамента.
- Подготовить пояснительную записку с разъяснениями пунктов проекта государственного контракта, требующих дополнительной редакции.
- Разработать приложения к проекту государственного контракта.
- Инициировать сбор замечаний и отзывов по проекту государственного контракта.
- Разработать пилотный проект по закупке клининговых услуг образовательными учреждениями г. Москвы. Привлечь специалистов Департамента образования г. Москвы к работе над проектом.
- Проработать возможности создания системы категорирования (А, В, С и т. д.) клининговых компаний для участия в системе государственных закупок.
- Подготовить предложения об использовании возможностей существующего законодательства (44-ФЗ, Постановления Правительства и т. д.) для создания условий добросовестной конкуренции клининговых компаний при проведении электронных торгов.
- Подготовить обоснования для исключения услуг по профессиональной уборке из «Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион» и для перехода к конкурсной форме.
Автор:Мария Бочковская, директор НО «Ассоциация русских уборочных компаний», генеральный директор СРО НП «Альянс региональных уборочных компаний»