Федеральная контрактная система - рухнувшие надежды клинеров

Федеральная контрактная система - рухнувшие надежды клинеров

Федеральный закон о ФКС

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным нормативным актом детально регламентируется процесс государственных и муниципальных закупок, от их планирования до заключения договора и принятия результата.

Существенной особенностью нововведений в данной сфере является формирование контрактной системы, включающей в себя общественный контроль всех госзакупочных процедур. Положения закона № 44-ФЗ предусматривают создание контрактной службы заказчика, комиссии по закупкам, введение должности контрактного управляющего. Необходимо отметить, что формирование так называемой контрактной системы государственного заказа еще не завершено, некоторые части закона о ФКС вступят в силу в течение 2015-2016 гг.

Как следует из содержания статьи 2 закона № 44-ФЗ, правовой основой данного нормативного документа является Российская Конституция, Гражданский и Бюджетный кодексы. Фактически контрактная система строится на нескольких нормативно-правовых и подзаконных актах, детализирующих положения закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом № 44-ФЗ установлено, что заказчиком при контрактной системе закупок товаров и услуг могут выступать:

  • государственные органы, а также казенные учреждения, управляющие органы  внебюджетных фондов, действующие от лица субъектов РФ или Российской Федерации (если они уполномочены принимать  материальные обязательства на основании федерального бюджетного законодательства от имени РФ и ее регионов)
  • муниципальные органы, казенные учреждения, действующие от лица местного административно-территориального образования и уполномоченные осуществлять финансовые обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени муниципального образования
  • бюджетные учреждения, но только в том случае, если до начала текущего года учреждением в системе ЕИС не было размещено Положение о закупках (данный документ должен регламентировать закупочную деятельность и содержать все требования к закупке, порядок ее подготовки, проведения, заключения и исполнения договоров)
  • иные юридические лица, но исключительно в рамках прямых бюджетных инвестиций.

Помимо этого, изменения в законе № 223-ФЗ, вступившие в законную силу с 1 января 2014 года, значительно расширили перечень юридических лиц, которые могут выступать заказчиками, о чем уже говорилось ранее в статье «Госзаказ: новый закон — новые правила».

Принимать участие в контрактной системе в качестве исполнителей, согласно нормам 44-ФЗ, могут не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Особое преимущество законодательство отдает представителям малого бизнеса: не менее 15% годового объема закупок должны быть осуществлены у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением закупок в области обороны, атомной энергетики и иных стратегических сфер. Данный факт свидетельствует о наличии определенных перспектив для предприятий МБ, в том числе и для клининговых компаний.



Электронные аукционы – неизбежность для клинеров

 

В связи с вступлением в силу положений закона № 44-ФЗ, на официальном интернет-портале госзакупок zakupki.gov.ru 6 января 2014 года появился соответствующий раздел для размещения заказов в рамках ФКС. И первые заказчики не заставили себя долго ждать. Так, уже 11 января начался прием заявок от клининговых компаний на участие в электронном аукционе, объявленном ОМВД РФ по Волховскому району Ленинградской области для выбора подрядчика на оказание услуг по уборке служебных помещений.

Закупки клининговых услуг для государственных и муниципальных нужд вплоть до 2009 года осуществлялись в форме обычного аукциона. Последние три года в данной области применяется схема электронного аукциона. Специфика процесса перехода на систему электронных торгов подробно освещена в статье «Госзаказ на уборку помещений  только через электронные торги».

В соответствии с Распоряжением Правительства № 219-р от 31.10.2013, в «Перечень товаров, услуг, работ, при осуществлении закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион», изданного для детализации положений 44-ФЗ, входят практически все клининговые и околоклининговые услуги (в скобках указан код ОКВЭД):

  • дезинфекция, дезинсекция, дератизация (70.70.11)
  • мытье окон (70.70.12)
  • чистка и уборка общего назначения (70.70.13)
  • специализированная чистка и уборка (70.70.14)
  • чистка печей и дымоходов (70.70.15)
  • удаление сточных вод, отходов, улучшение санитарного состояния, аналогичные услуги (код 90, за исключением кода 90.01)
  • прочие персональные услуги (код 93, кроме кодов 93.02.03, 93.04.10.210, 93.05.12.140, 93.05.12.150).


Согласно нормам действующего на сегодняшний день законодательства о госзакупках, отдельные категории заказчиков, а именно бюджетные организации, вправе самостоятельно определять, положениями какого законодательного акта (223-ФЗ или 44-ФЗ) они будут руководствоваться при проведении закупки. Однако им необходимо учитывать, что клининговые услуги должны закупаться только в электронной форме, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

Независимо от того, по правилам какого из законов будет проводиться закупка, договор на оказание услуг по санитарному содержанию помещений с профильной фирмой может быть заключен только после проведения электронного аукциона. Такая схема проведения торгов предполагает, что в конечном итоге контракты на уборку помещений и прилегающих территорий будут заключаться с организациями, которые предложат наименьшую цену за обозначенный объем работ. При этом интересоваться качественными характеристиками победителей (их финансовыми, кадровыми и техническими возможностями) заказчикам по Закону не полагается.

Снижение стоимости услуг по уборке помещений практически всегда влечет за собой и снижение качества в результате использования дешевых и/или неэффективных чистящих средств, привлечения неквалифицированного (а то и нелегального) персонала, а также за счет выполнения не в полном объеме требуемых по госконтракту клининговых мероприятий. В результате добросовестные клинеры с отличной репутацией при этом окажутся в положении аутсайдеров, теряя при этом потенциальную прибыль.
Такой вариант развития событий был предсказан Комитетом Госдумы по природопользованию, природным ресурсам и экологии еще в 2010 году в рекомендациях Правительству и Федеральному Собранию РФ.



Попытка не засчитана

 

Итак, в связи с принятием ряда нормативно-правовых актов заказ услуг по уборке помещений может быть осуществлен госучреждениями исключительно путем проведения электронного аукциона. Новые положения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд не могли не спровоцировать реакцию представителей российского малого и среднего бизнеса, в том числе и представителей клинингового рынка.

В начале ноября 2013 года в отраслевых печатных изданиях был опубликован Проект открытого письма Ассоциации русских уборочных компаний Правительству РФ. В тексте данного письма содержится информация о неблагоприятном финансовом положении отечественных клининговых фирм и предлагается «исключить виды деятельности, относящиеся к уборке, из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион».
Члены Ассоциации предвидят и последствия применения электронного аукциона: клининговые  компании попросту не будут иметь реальной возможности оказывать качественные услуги, что «одновременно приведет к сокращению количества квалифицированных рабочих мест, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня заболеваемости населения, а также «отбросит» развитие отечественной сферы профессиональной уборки на многие годы назад в общемировом масштабе».

К сожалению, клининговые журналы выпускаются не чаще 1 раза в квартал, что отчасти и послужило причиной публикации Проекта уже после издания Правительством Распоряжения №219-р от 31.10.2013, содержащего тот самый Перечень. Для того чтобы мнение клинеров имело возможность повлиять на это решение Правительства, Письмо необходимо было выносить на обсуждение клининговой общественности гораздо раньше.

Преобразования в сфере госзаказа, в том числе и новейшая контрактная система, не могут не отразиться на деятельности предприятий, оказывающих услуги по уборке. Анализируя действующие на сегодняшний день нормы, содержащиеся в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно прогнозировать как негативный, так и позитивный характер влияния новых правил на клининговый бизнес.

Автор: Мария Жукова

Веб-журнал InfoClean
 

Похожие статьи:

Тендеры в клинингеГосзаказ на уборку помещений - только через электронные торги

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»