Клининговые компании смогут нанимать патентованных гастарбайтеров
ФМС разработала пакет поправок в миграционное законодательство, благодаря которым у клининговых компаний может появиться новый легальный способ найма иностранных рабочих. На этой неделе на рассмотрение Правительства должен поступить законопроект, позволяющий мигрантам приобретать патент на работу у юридических лиц без учёта квот. При этом иностранный работник должен будет иметь полис добровольного медицинского страхования, а санкции к работодателям за использование нелегалов ужесточат.
Наличие патента предоставит возможность легально трудоустроиться не только к физическим лицам, как было ранее, но и к юридическим, а также к индивидуальным предпринимателям. Планируется, что документ будет иметь единую форму, а его владелец самостоятельно сможет выбирать тот сектор экономики, где он хочет работать.
Изменения в первую очередь коснутся процесса приобретения патента, дающего право гастарбайтеру на трудоустройство. Теперь иностранец, прибывающий в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и указавший работу основной целью своего визита, сможет оформить патент, в течение 15 дней после приезда обратившись в территориальные органы ФМС с пакетом необходимых документов.
Таким образом миграционная служба стремится более чётко акцентировать внимание на взаимосвязи процесса получения патента с намерениями посещения страны. «Если человек едет сюда трудиться, то он должен об этом заявить», – пояснил Дмитрий Демиденко, начальник Управления по организации разрешительно-визовой работы миграционной службы, на заседании круглого стола, состоявшемся 4 марта в ИД «Комсомольская правда» и посвящённом данному вопросу.
Это серьёзно упрощает процесс найма персонала в клининговой отрасли. Не секрет, что ежегодное сокращение квот на привлечение иностранцев спровоцировало возникновение ситуации, когда компаниям, действующим на рынке услуг, их просто не хватало, а значит, ни о какой легальности и речи быть не могло. Вступление в силу нового законопроекта имеет шансы решить и вопрос устранения коррупционной составляющей в действиях чиновников, – ведь оформление патентов планируют осуществлять без учёта квот.
Разрешения на работу, полученные в рамках квотирования, и патенты пока будут действовать одновременно – ФМС не планирует отменять существующие нормы как таковые. Это означает, что мигрант, получивший место в компании, специально выделявшей вакансии для иностранцев, может безбоязненно трудиться без дополнительного приобретения патента.
Разрешительный документ можно будет получить на срок до 90 дней, которого вполне достаточно для того, чтобы мигрант сумел подыскать для себя рабочее место и заключить с компанией гражданско-правовой или трудовой договор. При предоставлении его в органы ФМС по месту регистрации, иностранный гражданин может рассчитывать на продление патента на срок до 1 года. «Этот документ даст ему возможность искать работу, а потом приступить к ней. После заключения трудового или гражданско-правового договора, патент можно будет продлить до года», – подчеркнул Демиденко.
Работодатели, принявшие мигранта на вакантную должность, обязаны с помощью уведомления информировать об этом ФМС. Если же, несмотря на введённые правила, отдельные компании продолжат использовать нелегалов, то, помимо административных санкций, в их отношении вступит в силу запрет на привлечение иностранного персонала в течение двухлетнего периода.
Несколько ужесточились требования к наличию у работника медицинских документов. Ранее, при трудоустройстве к физическому лицу мигранты не были обязаны их предъявлять. «Если человек брал к себе на работу иностранца, то он сам должен был запрашивать эту информацию», – объяснил начальник Управления по организации разрешительно-визовой работы миграционной службы. В соответствии с внесёнными поправками, теперь в перечень обязательных документов, подаваемых в органы ФМС для приобретения патента, включён полис добровольного медицинского страхования, действительный в течение всего срока трудового договора или ГПД.
Определение стоимости патента стало прерогативой субъекта Федерации, который в процессе её формирования обязан учитывать и конъюнктуру сложившегося рынка рабочей силы, и величину среднего уровня доходов населения. «Также мы хотим передать регионам право определять, какие именно квалифицированные специалисты им необходимы», – акцентировал внимание собравшихся Дмитрий Демиденко. Помимо этого, количество выданных квот также будут определять местные органы власти.
Комментарии:
Дмитрий Миско, исполнительный директор компании «Кристанваль»
Клининг зависит от линейного персонала. Это ни для кого не секрет – просто это реалии нашей жизни. Сейчас в Москве до 85% наших сотрудников – мигранты из стран Средней Азии. Любое незначительное изменение миграционного законодательства и даже просто высказывания президента страны на эту тему сразу же отражаются на нашей работе. Мы видим отток людей, подобрать адекватные кадры становится все сложнее. По нашим оценкам, в одной только Москве 2-3 млн мигрантов. Из них около 2 млн находится и работает вообще на нелегальном положении. В случае задержания их ждёт выдворение и, вероятнее всего, запрет на въезд в Россию.
После осенних проверок всем стало понятно, что ситуацию с мигрантами надо делать цивилизованной и понятной для бизнеса. Три важных сферы экономики: ритейл, ЖКХ и строительство держатся сейчас именно на иностранной рабочей силе. В декабре президент Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию предложил распространить норму, разрешающую мигрантам работать у физ. лиц на основании патента, также и на юридических лиц. Пока патентная система доступна только мигрантам, нанимающимся на работу к физическим лицам, например, садовниками или домработницами.
Ожидается, что соответствующие поправки будут приняты Госдумой уже весной, но вряд ли вступят в силу раньше 1 января 2015 года. Закон был инициирован московским правительством и это не скрывается. Он мог бы вступить в силу уже с 1 июня 2014 года, но вопрос пока не проработан. По заявлениям Минтруда, выработка методики и принятие нормативных актов могут затянуться до конца года.
Кирилл Погодин, руководитель портала CateringConsulting.ru
Действительно, патентная схема лучше, чем отсутствие любых схем. Но также понятно, что в любом случае будут нарушители. Фактически на сегодняшний день ресторанная отрасль и кейтеринг не могут существовать без приезжей рабочей силы. Грузчики, посудомойщики, кухонные рабочие и даже повара-коренщики — все сплошь иностранцы. Уровень их дохода таков, что патент стоимостью 30 тыс. руб. — это зарплата за пару месяцев. Такой механизм будет работать лишь для небольшой доли трудовых мигрантов. Многие по-прежнему останутся нелегалами. Например, с официантов-фрилансеров тоже можно требовать наличие медицинских книжек, но запал у работодателя есть ровно до той поры, пока ему не требуется их привлечь для какого-нибудь мероприятия в количестве 100 или больше человек. Как только найти «правильных» нет возможности, бизнес начинает латать дыры «неправильными». Ведь ресторан без посудомойщицы и дня не проработает, а значит, реальный эффект на рынке труда от патентированного персонала сможет проявиться, только если будет практичным в применении.
Как говорится, «дьявол кроется в деталях». Требование непременно указать цель при въезде. А если не указал — уже легальным не станет до следующего въезда? 15 дней на подачу документов. А если за 15 дней только нашёл место работы, как быть? И т. д., и т. п… К сожалению, законодатели не владеют спецификой реальных процессов и часто решения, основанные только на теоретических выкладках, на практике остаются во многом номинальными. Но решения искать нужно. Только не в головах законодателей, а в профессиональном сообществе. Отсутствие такой практики — наша слабость на данный момент. Сам же факт инициативы по выдаче гастарбайтерам патентов для работы в коммерческих структурах можно только приветствовать.
Похожие статьи:
Новости для клинингового бизнеса → Патент для мигрантов: где, когда, почем
Делопроизводство и бухгалтерия в клининге → Обзор патентной системы налогообложения в России
Делопроизводство и бухгалтерия в клининге → Виды деятельности (клининг), для которых предусмотрено применение патентной системы налогообложения (с ценами)