Актуальные вопросы обучения персонала в клининге медицинских организаций
Голосов: 0
Просмотров: 23537
Голосов: 0
Просмотров: 23537
Актуальность проблемы модернизации системы уборки медицинских организаций не вызывает сомнений. До сих пор уборка мед. учреждений регламентируется, в том числе, некоторыми Приказами Минздрава СССР:
- № 288 от 23.03.1976 «Об утверждении Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений»;
- № 720 от 31 июля 1978 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией»; № 440 от 20 апреля 1983 г. «Инструкция по организации и проведению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделениях для новорожденных и недоношенных детей детских больниц»;
- № 916 от 4 августа 1983 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)».
В перечисленных Приказах к уборочному инвентарю относятся традиционные средства уборки — емкости, ведра, тазы, швабры, мочалки, ветошь для уборки палат, коридоров и санитарных узлов. Даже в современных нормативных документах (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия»), к сожалению, описываются лишь общие понятия уборки стационара, отсутствуют алгоритмы профессиональной уборки (клининга) различных помещений больницы. В них указано лишь то, что «уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек».
Таким образом, в действующих на территории России нормативных документах, регламентирующих санитарно-эпидемиологические требования к медицинским организациям, порядок осуществления санитарно-противоэпидемического режима и порядок уборки и дезинфекции помещений медицинских учреждений, имеются существенные недоработки.
Среди них:
- Отсутствие последовательных алгоритмов и пошаговых инструкций уборки и дезинфекции помещений с применением традиционного уборочного инвентаря (емкости, тазы, ведра, ветошь, мочалки, щетки, швабры и др.). Несоблюдение необходимой последовательности действий и очередности санитарно-эпидемиологических мероприятий (в это понятие входит уборка помещений, как метод поддержания сан.-эпид. параметров среды в пределах допустимых границ) приводит к широкому распространению внутрибольничных инфекций, что отмечено в Методических рекомендациях МР 2.2.9.2242-07 «Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 16 августа 2007 года).
- Отсутствие нормативов профессиональной уборки (клининга) больниц, поликлиник или родильных домов. Существующие штатные нормативы, согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ № 230 от 09 июня 2003 года (в ред. 19 декабря 2003 года), рассчитаны для традиционной методики уборки. Использование профессиональной уборочной техники (профессиональные тележки, емкости для предварительной подготовки мопов) и инвентаря (мопы и салфетки из микрофибры) уменьшает временные затраты на уборку, а значит, способствует увеличению норматива клининга медицинского учреждения.
- Использование традиционного уборочного инвентаря (емкости, тазы, ведра, ветошь, мочалки, щетки, швабры и др.) сопровождается значительными потерями времени на подготовку инвентаря к уборочным мероприятиям. Уборщик берет ведро, наливает воду, засыпает моющий порошок, замачивает тряпку, отжимает, надевает тряпку на «лентяйку», убирает палату. Далее ему нужно возвратиться в уборную, вылить грязную воду, вымыть ведро и тряпку, подготовить чистую воду для уборки следующей палаты.… Таких повторений в ходе уборочного процесса очень много. Причем до 80% рабочего времени персонала затрачивается впустую и характеризуется большой трудоемкостью.
- В соответствии с Национальной Концепцией профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 06 ноября 2011 г.) эпидемиологическая деятельность в организациях здравоохранения включает, в том числе, оценку экономической эффективности профилактических и противоэпидемических мер. Санитарно-эпидемиологические мероприятия, осуществляемые с применением традиционного уборочного инвентаря, характеризуются большим расходом воды и моюще-дезинфицирующих средств и, следовательно, низкой экономической эффективностью.
- Методы уборки и дезинфекции помещений с применением традиционного уборочного инвентаря, регламентированные действующими документами, не учитывают эргономические факторы (с точки зрения клининга медицинских учреждений — работа в вынужденной позе и при эксплуатации эргономически неадекватного оборудования), воздействующие на медицинских работников. Эти факторы опасны для здоровья и способны вызывать профессиональные заболевания медицинского персонала (МР 2.2.9.2242-07 «Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний»). Вместе с тем, Национальная Концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в части оптимизации принципов профилактики ИСМП среди медицинского персонала предусматривает, в том числе, совершенствование подходов к оценке негативного влияния факторов больничной среды на здоровье мед. персонала и разработку методик оценки потерь здоровья сотрудников лечебных учреждений в связи с профессиональной деятельностью.