Руководитель «Кристанваля» об аутсорсинге: «Над армией таких экспериментов ставить нельзя, а в медицине пора что-то менять»

Руководитель «Кристанваля» об аутсорсинге: «Над армией таких экспериментов ставить нельзя, а в медицине пора что-то менять»

Компания «Кристанваль» заявила о начале проведения в жизнь новой политики открытости своей деятельности. Веб-журнал InfoClean не преминул воспользоваться таким шансом и взял интервью у ген.директора компании Олега Попова.  Вопросы были разными, а разговор долгим. Поэтому было принято решение публиковать интервью частями. И начать мы решили с «капиталоемких» вопросов аутсорсинга для госструктур.

 

«Армия – это последнее место, где должны проводиться подобные эксперименты»

InfoClean: Олег, в последнее время обострились темы, которые касаются работы клининговых компаний с госзаказчиками. Особенно жестко стоят вопросы с клинингом в армии и государственной медицине, куда аутсорсинг только начал проникать. Ваша компания пока ни в одном из этих направлений не «засветилась». Вам не нужны новые рынки сбыта ваших услуг?
О.Попов: Для нас гос. объекты малоинтересны – мы специализируемся на коммерческой недвижимости (торговая, отельная, офисная) и с государственными (бюджетными) практически не работаем. Эта наша стратегия с момента создания компании.

 

InfoClean: Т.е. варианты работы с «медициной» и «армией» Вас никак не прельщают?
О.Попов: Пока компании эти направления не интересны. Если взять клининг в Минобороны, то я наслышан о нескольких главных действующих лицах. К примеру, одна из компаний-фигурантов появилась позже моей, но, благодаря дружбе с «нужными» людьми, быстро достигла тех огромных высот, с которых так громко и также быстро упала.

InfoClean:Ваш тезка из «Славянки» — ее новый руководитель Олег Белавенцев – заявил недавно, что по результатам анализа прошлогодней работы его компании с подрядчиками была выявлена пирамида «с явным запахом коррупции» из-за которой, по его словам, «бывало, что из 100 рублей на конкретную услугу уходило всего около 20». В конечном итоге было заплачено только тем, кто реально работал. Однако уборщицы до сих пор в некоторых местах ждут свою зарплату за три месяца. Как Вы относитесь к этой ситуации?
О.Попов: «Кристанваль» никогда не участвовал в тендерах на уборку объектов Минобороны РФ. Объясню почему: я не лезу в проекты, где больше рисков, чем заработков. В «военном клининге» рисков очень много. Например, персонал: весь менеджмент и все уборщицы практически всегда остаются на своих местах при любой компании – они просто становятся работниками в новой фирме. То есть они «как бы твои» и в то же время инородны, не тобой «воспитаны» – очень шаткая конструкция. Заказчики в этом случае тебя воспринимают в качестве не более чем «прокладки», которую можно сменить при случае на другую, более удобную. Когда весь менеджмент именно твой, сменить тебя не так просто. Еще один момент – профессионализм. Я считаю, что если влезу в армию и начну администрировать процессы от Владивостока до Калининграда, то мой менеджмент весь «рассыплется», потому что он не будет уже сильным в секторе коммерческого клининга.

InfoClean:А почему нельзя выделить это направление в отдельное подразделение?
О.Попов: Выделить это очень сложно, т.к. на рынке существует большая проблема с кадрами, а именно со средним менеджментом. Менеджеров среднего звена я могу воспроизводить, выращивать внутри компании, «хантить». Но в год прирост таких кадров будет составлять, в лучшем случае, 15% от общей численности. А чтобы войти на рынок армейского клининга, таких людей мне понадобится 100%. Т.е за месяц я должен буду создать, по сути, еще одну такую же компанию по обороту, как моя (более 2 млрд. руб./год, согласно исследованию DRG – прим. редакции). В такие сроки я наберу случайных людей, проходимцев и т.п. И с ними завязнуть в «болоте»? Причем надо учитывать, что гос. контракт с тобой могут расторгнуть в любой момент. Вот эти все риски мне не интересны ни с профессиональной точки зрения, ни с любой другой. Не говоря уже об огромном пятне на репутации.
Считаю, что «Кристанваль» должен работать в другой области – торговые сети, офисы класса А, аэропорты, отели. Если мы будем сильными там, то мы будем сильными везде.

InfoClean: Сам принцип аутсорсинга в армии насколько логичен в российских условиях?
О.Попов: Я считаю, что аутсорсинг в армии логичен только в больших гарнизонных штабах, в элитных дивизиях, аэродромах и т.п. Если коротко – на крупных объектах в крупных регионах. Все маленькие гарнизончики где-нибудь в Забайкалье или Заполярье в аутсорсинге не нуждаются – это все фикция. Например, в Генеральном штабе на Новом Арбате должна убирать клининговая компания, потому что там генералитет и высший офицерский состав. Там не должен солдат с тряпкой и ведром бегать. Но если это казарма, к примеру, под Читой, то я не думаю, что там есть какой-то клининг. Откуда там взяться профессиональной уборке? Военные в этом случае сами, мне так кажется, сделают все своими силами гораздо лучше и еще денег сэкономят, которые пришлось бы платить гражданским уборщицам. Пусть они лучше на эти деньги солдатам патронов купят для учебных стрельб или хлопушки с фейерверком к Новому году.

InfoClean: Так солдат должен сам чистить картошку, готовить и убирать за собой?
О.Попов: Мне сейчас тысячи людей скажут: «Конечно, солдат этого делать не должен». Но я сам четыре года отслужил в армии и считаю, что та армия, когда мы все мыли сами, была сильнее, чем нынешняя. Уверен, что солдат должен уметь все: и мыть, и стирать. Но вот в
сфере питания, думаю, армейский аутсорсинг вполне уместен. Кейтеринг в армии нужен в отличие от клининга. Помыть казарму – час времени. Что для солдата один час? Часовая утренняя или вечерняя уборка – это не то занятие, которое отрывает его от боевой подготовки.

InfoClean: А как быть с «перегибами» типа подметания ломом плаца?
О.Попов: Это к клинингу отношения не имеет – это идиотизм в разделе «дисциплина».
Вообще, я считаю, все вещи, в особенности такие масштабные, как аутсорсинг в армии, необходимо делать поэтапно. Вначале необходимо в таких случаях разработать «дорожную карту», которая прописывала бы все шаги по достижению определенной цели. К примеру, начать внедрение аутсорсинга с Центрального округа. Отработав схему на ближайших к руководству Минобороны объектах, выявив все проблемные места и внеся коррективы, расширять действие программы, допустим, на Западный округ. Потом Восточный…
Желательно это в регионах делать погарнизонно, т.к. в разных точках страны совершенно разные людские ресурсы – где-то есть рабочие руки и клининговые компании, а где-то, как например, в Тыве клининга вообще, по-моему, нет. Владивосток, Воронеж, Ростов-на-Дону – везде все по-разному. Мы же работаем в этих регионах и видим конкурентную среду, видим рынок труда. В некоторых случаях не надо ломать через колено уже сложившиеся и устоявшиеся процессы – достаточно адаптировать их под новые условия.

InfoClean: Олег Белавенцев заявил «Московскому Комсомольцу», что хотя сама идея аутсорсинга  разумная и правильная, она была реализована не должным образом, т.к. качество услуг ухудшилось, а затраты возросли. По его мнению, реализация этой идеи в настоящее время в нашей стране преждевременна, поскольку у нас нет развитого рынка соответствующих услуг. В условиях монополизма во многих городах резкий переход на аутсорсинг в армии привел к существенным проблемам, т.к. «многие видели свою задачу в максимальном извлечении прибыли, а не в качественном предоставлении услуг воинским частям». Что Вы думаете по этому поводу?
О.Попов: В целом согласен. Где-то нужно вводить клининг, а где-то не нужно. Не понимаю, зачем было вводить в армии аутсорсинг повсеместно и одномоментно. Я знаю, что армия вся была против этого. Практически весь офицерский состав противился и тогда, и сейчас. Они не в состоянии оперативно решать хозяйственные вопросы. А это в немалой степени влияет на снижение обороноспособности. Многие открыто рассказывают (в т.ч. и в интернете), как они подписывают акты выполненных работ, как эти акты ходят по всей стране, и как потом от них отказываются в «Славянке». Это просто ужас! Раньше существовали Академии тыла, где люди учились по пять лет, которым просто сказали: «Вы все свободны. За вас все будут делать аутсорсинговые организации».
По моему мнению, армия – это последнее место, где должны проводиться подобные эксперименты, потому что у России всегда была сильная армия. Именно за мощь армии весь мир нас и уважал. А отнюдь не за наши ресурсы.

Комментарии (12)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»