Правительство планирует в 2022 году ограничить долю мигрантов в ФМ-компаниях

6 сентября 2021
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 25468
Поделиться:
Правительство планирует в 2022 году ограничить долю мигрантов в ФМ-компаниях
6 сентября 2021
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 25468
Поделиться:

Правительство России намерено продлить ограничения по численности иностранных работников в компаниях, предоставляющих фасилити-услуги. Максимальная доля мигрантов в общем количестве сотрудников компаний с основными кодами ОКВЭД из группы 81 (деятельность по обслуживанию зданий и территорий) и 68.32 (управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе) в 2022 году не должна превышать 70%. 
Этот норматив будет действовать второй год подряд в случае утверждения главой Правительства М. Мишустиным проекта постановления «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»
ФМ-компании до 1 января 2022 г. должны будут привести численность используемых иностранных работников в соответствие с требованиями Постановления. То есть при необходимости им придётся прекратить трудовые и гражданско-правовые отношения с частью гастарбайтеров, чтобы уложиться в норматив.
«Основания прекращения трудового договора с иностранным работником в целях соблюдения требований, установленных Постановлением, предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ. А его увольнение допускается по любому из общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, и оформляется в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ, — говорится в разъяснениях Минтруда, предоставленных Веб-журналу InfoClean. — Основания расторжения гражданско-правового договора с иностранным работником на выполнение работ (оказание услуг) предусмотрены в ГК РФ: соглашение сторон (ст. 450), существенное изменение обстоятельств (ст. 451), прекращение на основании одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов (ст. 782)».
 
Допустимую долю иностранных работников, находящихся в России по трудовой визе или работающих по патенту, в предприятиях разных отраслей Минтруд устанавливает ежегодно с 2007 г. «для регулирования привлечения иностранной рабочей силы с учётом региональных особенностей рынка труда и приоритетного трудоустройства граждан России». Ограничения вводятся по решению Председателя Правительства РФ на основании п.5 ст. 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». При этом «учитываются суммарная численность привлекаемых иностранных работников, общая безработица (по методологии Международной организации труда), мнение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформленное в виде решения, а также осуществляется проверка того обстоятельства, что доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения и численности занятых в экономике не должна превышать уровня социальной напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Как пояснили ИнфоКлину в Минтруда, постановления о допустимой доле иностранцев распространяются на тех работников, которые находятся на территории России на законных основаниях, независимо от того, заключили они с работодателем трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). При этом ограничения действуют в отношении иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность как полное, так и неполное рабочее время.
В Министерстве труда и социальной защиты уточнили, что при расчёте допустимой доли иностранных работников ограничения не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно или временно проживают в РФ, получили вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Кроме того, ограничительные требования не касаются высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии (государств — членов Евразийского экономического союза). Если иностранец является индивидуальным предпринимателем в России, то норматив по используемым гастарбайтерам рассчитывается только исходя из численности работников такого ИП.

Следить за соблюдением Постановления «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» и проводить соответствующие проверки будут сотрудники подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел РФ. В случае нарушения действующих ограничений по любым причинам, в том числе, если превышение максимального норматива произошло по причине увольнения граждан Российской Федерации, работодатель и заказчик работ (услуг) как российский, так и являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, может быть привлечён к административной ответственности по статье 18.17 КоАП РФ. В Кодексе об административных правонарушениях в таких случаях предусмотрены следующие виды наказаний: 
• для граждан — административный штраф в размере от двух тысяч до четырёх тысяч рублей; 
• для должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; 
• для юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток;
• для иностранных граждан или лиц без гражданства — административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

 

Комментарии

Михаил Харламов, генеральный директор ООО «Компания Сервис Престиж»:
С момента создания компании до сегодняшнего дня мы не ставили приоритетом заменить весь работающий персонал на иностранцев (ИРС), т.к. это не выгодно политически. До 2012 года старались ограничивать долю мигрантов на уровне 35%. К сожалению, потом условия на рынке труда внесли свои корректировки и сейчас у нас в компании доля трудовых мигрантов не превышает 60%, а цель — снизить этот показатель до 50. Да, нужна прозрачная и понятная система мотивации, нужны достойные условия труда и достойная оплата труда для привлечения граждан РФ на линейные позиции в клининг. 
Я считаю, что регулирование доли мигрантов в общей численности работников компаний в частности и привлечение граждан РФ на позиции, не требующие высокой квалификации, более правильно для страны в целом по причине банальной геополитики. Сейчас, к примеру, дворник у нас «на руки» получает суммарно порядка 40 000 рублей и до 80% этих денег отправляет на родину. Что получает государство? Налоги с ЗП. Но разве стабильность на рынке труда появляется? Чем больше денег трудовой мигрант зарабатывает у нас, тем больше он отправляет домой семье и, достигнув определённого достатка, уезжает обратно. Очень небольшой процент мигрантов остаётся в РФ, получает гражданство и строит здесь свою жизнь. А разве это не отток денежной массы, не тупик в будущем развитии профессии клинера, да и всей сферы услуг? Чем больше в сегменте фасилити работает низкоквалифицированных мигрантов, тем ниже статус этих рабочих профессий (уборщика, сантехника) у подрастающего поколения.
Но я рад, что ситуация всё же меняется. Например, главной задачей конкурса «Московские мастера» 2021 года по профессии «мастер профессиональной уборки», где я был председателем жюри, стало привлечение к участию компаний, где есть ещё клинеры-россияне со стажем работы не менее 3-х лет. Это нужно, чтобы показать подрастающим, что и в этой профессии можно зарабатывать и гордиться этой работой. Думаю, через 4-5 лет сфера клининга в Москве сможет похвастаться 70-процентной долей российских граждан.
В деле сокращения работников-мигрантов свою роль играет и осенний кризис 2020 года, когда рабочие руки ИРС вдруг стали дефицитными, а уровень их зарплат вырос на 30-40%. Теперь такие «сотрудники на вольных хлебах» выбирают: выйти за 2000 руб. в смену или ещё день подождать, чтобы их позвали уже за 3000 руб. от безысходности на рынке труда. Экономическая выгода доковидных времён сейчас оборачивается финансовым крахом для многих компаний, делавших ставку на мигрантов в структуре линейного персонала. Квалификация гастарбайтеров всё ниже, им выгодно «не понимать», чего от них хотят. Сфера услуг с такими сотрудниками превращается в наказание для предпринимателя.
Время быстрых и лёгких денег в профуборке закончилось в 2014 году. А сейчас и удержавшимся тогда на плаву «фантазерам» придется плохо. Ведь, когда есть выбор «50 000 рублей за трудового мигранта или 60 000 за гражданина РФ», то выгода в конечном счете для собственника бизнеса очевидна. Не в моменте, естественно, а «вдолгую». Но поймёт ли это клиент, у которого денег всё меньше и меньше, потому как покупательская способность россиян всё ниже и ниже...

 

ИА «ИнфоКлин»

 

Похожие статьи:

Статьи, аналитика, интервьюМультисервис - новый вектор развития клининга

Статьи, аналитика, интервьюМультисервисная компания: размер имеет значение

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»