Кризис. Куда уходит клиент?
Голосов: 0
Просмотров: 8110
Голосов: 0
Просмотров: 8110
Кризис в России продолжается и не достиг еще «дна». Рынок клининга перестал расти, а начал стремительно сокращаться. Мы видим это по количеству заявок на участие в тендерах. Если раньше, постоянно приходили письма на электронную почту и поступали звонки, то теперь телефон замолчал. Куда ушел клиент и что можно сделать, чтобы он вернулся.
С началом кризиса многие «затянули пояса» потуже и умерили свои привычки потребления. Так, продажи одежды и обуви в прошлом году сократились на 8%, а в этом году рынок просядет еще не менее чем на 20%. Россияне стали меньше покупать и выбирают более дешевое. В этой ситуации эконом сегмент начал развиваться, а все остальные значительно просели.
Центральные торговые улицы Москвы продолжают терять арендаторов — 11,8% всех помещений пустуют, за последние шесть лет это максимальные значения. Конечно, многие арендаторы ищут более выгодные и гибкие условия — переходят в торговые центры. В этом году в Москве были введены в эксплуатацию шесть крупных торговых объектов совокупной площадью 778 тыс. кв. м, общий объем площадей в торговых центрах Москвы достиг 5,1 млн кв. м. Но вакантность в торговых центрах тоже растет, с начала года она выросла с 6 до 9,1%, в том числе из-за резкого увеличения предложения.
Торговые площади в Москве пустеют, прибыльность арендаторов снижается, особенно в непродуктовом секторе. Падение потребительской активности плюс рост себестоимости продукции приводят к тому, что сети не готовы платить такие же арендные ставки, как раньше. В первом полугодии 2015 года наибольшее количество запросов на помещения в стрит-ритейле поступало от розничных сетей низкой ценовой категории. Многие потребители перешли на более доступный сегмент товаров. Сети низкого ценового сегмента это почувствовали и стали активно открываться по всей стране. Развитие клининга мы сейчас наблюдаем именно в этом сегменте.
Когда привычный поток клиентов иссякает, клининговые компании начинают искать сегменты, которые кризис затронул меньше всего. Один из таких сегментов –уборка квартир и разовые спецработы. Доходность по спецработам всегда была высокой, особенно это касается шлифовки и кристаллизации мрамора и гранита, шлифовки бетона. В кризис эти работы не ушли совсем, их стало меньше и конкуренция ужесточилась.
Мы видим, что становится все более агрессивным продвижение клининговых компаний. Если раньше клиенты сами обращались, то сейчас за них надо бороться, рекламируя свои услуги и четко объясняя, почему мы лучше конкурентов. В ход идет все – реклама в интернете, демпинг на тендерах, нелестные рассказы о конкурентах. Чтобы пережить очередной кризис, российским клинерам предстоит преодолеть присущую им «расслабленность» и начать реальную битву за клиента.
В борьбе за оставшихся клиентов, не все клининговые компании переживут этот год. О развитии рынка говорить в этих условиях не приходится. Кто-то с рынка уйдет, компаний станет меньше, выжить смогут только крупные и финансово устойчивые структуры, работающие во всех сегментах. Жизнь покажет, кого мы не досчитаемся в этом году.
Автор: Олег Попов, директор компании «Кристанваль»
Источник: Cristanval.ru
Веб-журнал InfoClean
Похожие статьи:
Статьи, аналитика, интервью → Олег Попов: «На рынок клининга в России влияют цены на нефть и миграционное законодательство»
Статьи, аналитика, интервью → Ген. директор «Кристанваля»: «Заработок – не главная цель нашего участия в олимпийском проекте»