Клининг и «потребительский экстремизм»

Клининг и «потребительский экстремизм»

В последнее время в судебной практике появилась большая группа исков о возмещении ущерба, причинённого здоровью, и с требованиями компенсации морального вреда. Это иски физических лиц, по которым все чаще ответчиками выступают клининговые компании.

Например, посетитель пришёл в торговый центр или гипермаркет, а дальше, как в фильме: «Поскользнулся. Упал. Очнулся — гипс». Возможно, в этом инциденте есть вина клининговой компании, но возможно её и нет. На объекте может быть слишком скользкий пол, некачественная плитка, у самого человека может быть плохая обувь или проблемы со здоровьем и т. д. Но по факту 90% ответственности ложится именно на клининговую компанию.
Ещё 5 лет назад таких исков практически не было. Судьи их крайне не любили и, как правило, больше 1000 рублей никогда не взыскивали.

В своей практике мы видим, что граждане и компании все чаще начинают соблюдать Закон. В Конституции сказано, что самая главная ценность – это человеческая жизнь. И если по всем уголовным делам у нас существует презумпция невиновности, то по делам о причинении вреда здоровью и жизни человека была введена уникальная норма для нашего российского законодательства. Согласно постановлению пленума верховного суда РФ №1 от 26 января 2010 года, по таким делам (ст. 1064 ГК РФ) введена презумпция виновности! Согласно пункту 1.2 упомянутой статьи Гражданского кодекса, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. То есть клининговая компания должна доказать в суде, что она не виновата в произошедшем.

Мы должны понимать, что зачастую это иски, связанные с так называемым потребительским экстремизмом. Граждане все лучше разбираются в законодательстве и готовы зарабатывать таким образом деньги. Очень трудно доказать отсутствие вины клинеров, если, например, прошло 6–8 месяцев с момента инцидента до получения повестки из суда.

Истец, предупрежденный о даче в суде заведомо ложных показаний, не стесняясь, рассказывает, как пришёл в торговый центр, а перед ним разлили лужу воды… И он ничего доказывать не должен. Это клининговая компания должна доказать, что пол не был мокрым, или что стоял знак, предупреждающий о скользком покрытии. В силу требований закона, компания вынуждена искать свидетелей или видеозаписи с камер наблюдения и оправдываться.

Практика показывает, что количество обращений в суды увеличивается, а размеры исковых требований растут. Суммы фигурируют большие — от 500 000 рублей. И это происходит не только в Москве, но и в регионах. Если уборочная фирма выигрывает подобные процессы в первой инстанции, то граждане обжалуют их и продолжают настойчиво бороться в вышестоящих.

По этим видам исков клинеры абсолютно не защищены. Такие дела профессиональными уборщиками практически не могут быть выиграны. Задача юридической службы компании заключается в том, чтобы уменьшить сумму требований.

Что должна помнить и выполнять клининговая компания, чтобы защитить свои интересы? Важно выполнять все стандарты уборки:

  • Во время проведения влажной уборки пола необходимо ставить знак «Идёт уборка» или «Осторожно, скользкий пол!».
  • Сотрудники клининговой компании должны контролировать выложенные около входных дверей грязезащитные коврики.
  • На прилегающей территории и в торговом зале всегда должен находиться человек, чтобы подобрать вдруг упавший мусор.
  • На объекте должен быть график уборки с отметками о выполнении и подписью ответственного лица.
  • Каждый сотрудник клининговой компании должен производить уборку на основании сервис-плана (технологической карты уборки).
  • Сотрудники КК должны письменно информировать владельца объекта недвижимости или сотрудников службы эксплуатации о неисправностях сантехнического оборудования или протечках кровли. Во избежание образования луж воды на полу своевременно собирать воду и ставить около мест протечек знак «Осторожно, скользкий пол».


Чёткое выполнение всех правил и стандартов уборки поможет клининговой компании выигрывать дела в суде и защищать свою репутацию.

Автор: Наталья Чмырук, руководитель юридической службы Cristanval


Комментарий:

Марат Рамазанов, генеральный директор компании «Овентал FM»

Случаи падений и травм посетителей торговых и бизнес-центров нередки. Естественно, с той же периодичностью появляются и исковые требования к клининговым или управляющим компаниям, обслуживающим эти объекты. Так, посетитель одного из региональных ТРЦ, впоследствии оказавшийся представителем страховой компании, поскользнулся на мокром полу, упал и сломал ногу. При этом клинеры, как положено, соблюдая все стандарты, выставляли во время проведения работ табличку «Осторожно, скользкий пол!». В результате пришлось договориться в досудебном порядке и выплатить сумму ущерба. Расходы списали в убытки, т. к. УК была аффилирована с собственником объекта, и все решалось в рамках общей группы компаний.

 

Веб-журнал InfoClean
 

Комментарии (1)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»