Рост зарплат и кадровый голод в клининге: как решать проблемы в кризис?
Голосов: 0
Просмотров: 5365
Голосов: 0
Просмотров: 5365
Объективная экономическая ситуация породила массу трудностей, с которыми сталкиваются все отрасли рынка, в том числе и сектор клининговых услуг. В результате компании вынуждены прибегать к различным схемам кризисного управления основными затратами, чаще всего — к сокращению. Однако мы изначально решили выбрать стратегию оптимизации за счёт повышения эффективности, поиска оптимальных решений как для управленческих, так и для клининговых задач. Нет смысла рубить сплеча, сокращая издержки с помощью перехода на закупку дешёвого инвентаря или моющих средств.
Как правило, ряд клининговых компаний идёт с заказчиком на компромисс по качеству: просто обговаривают, что в текущей ситуации, нужно сократить количество клинеров на объекте, закрыв глаза на качество уборки, чтобы не увеличивать стоимость контракта. Очевидно, что это тупиковый путь, и очень скоро заказчик укажет на плохое обслуживание и потребует решить вопрос с числом уборщиков. В противовес такому подходу мы организуем внутренний контроль по 100-бальной системе оценки, что позволяет нам следить за процессом и результатом, а также предоставлять инструмент контроля оказываемой услуги самому заказчику. Его вопрос, за что же он платит, если его объект остаётся грязным, будет вполне законным. Наша задача — найти внутренние ресурсы оптимизации процессов и решений и предоставить клиенту чистоту за разумную плату.
Оценивая структуру затрат, я вижу два основных источника оптимизации. Первый небольшой ресурс — это средства труда, которые в среднем составляют около 12 % от общих затрат. Компания не переходит на дешёвый инвентарь или моющие средства, а анализирует предложения, ищет эффективные решения, такие как, например, аренда оборудования или рассрочка платежа за комплексную клининговую систему. Второй ресурс для оптимизации и, пожалуй, одна из самых значимых статей расходов — затраты на персонал — доходит до 70% от общей суммы. И здесь наблюдается два направления для работы: поиск инновационных решений и подходов в решении традиционных задач, а также поддержка и оптимизация работы существующих сотрудников компании. Административный персонал у нас был оптимизирован изначально, что позволяет в настоящий момент сосредоточиться на линейном. Однако из-за роста ФОТ и сокращения числа иностранных работников сформировалась весьма непростая ситуация.
Согласно миграционному законодательству, иностранные граждане или лица без гражданства, которые нарушают правила въезда либо режима проживания в Российской Федерации, облагаются административным штрафом в размере 2000–5000 руб. с административным выдворением за пределы страны или без такового. Аналогичное наказание предусмотрено и для лиц, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
Несмотря на то что с 1 января 2015 года мигрантов из стран СНГ освободили от обязанности получать разрешения на ведение трудовой деятельности в России, теперь они обязаны в течение 30 дней после прибытия в страну подать документы в ФМС для получения патента. Его стоимость составляет 3000 рублей в месяц по Санкт-Петербургу. Финансово поддерживая работника в оформлении такого патента, работодатель увеличивает свои издержки. Для повышения привлекательности рабочего места для россиян и удержания иностранных граждан клининговые компании повышают заработные платы своим сотрудникам. За последний год их уровень вырос на 30%.
Столь существенные законодательные изменения, а также курсовые колебания привели к тому, что мы наблюдаем значительный отток мигрантов, который составляет до 70% в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. По данным ФМС, граждане стран бывшего СССР начали покидать Россию во втором полугодии 2014 г. Пик пришёлся на начало 2015 года — количество мигрантов, покинувших Россию в январе 2015, в сравнении с январём 2014 увеличилось на 70%.
Чтобы справиться с оттоком линейного персонала, следует принимать решительные меры. Кто-то видит кризис и препятствия для бизнеса, а мы наблюдаем меняющуюся ситуацию и возможности для саморазвития и усовершенствования нашего предложения для клиентов. Наша компания разработала ряд стратегически выигрышных мер по решению сложившихся проблем.
В поисках идеальных решений по оптимизации персонала «Новый Дом» делает ставку на новые технологии, передовой взгляд на процесс уборки. На своих объектах мы начали внедрять современный метод предварительной подготовки, который позволяет компании быть конкурентоспособной на рынке клининговых услуг за счёт максимально высокого качества уборки и оптимизации клининговых процессов. Метод помогает достичь повышения производительности труда от 20 до 45% (в зависимости от специфики объекта), что по факту позволяет существенно оптимизировать самую затратную статью — расходы на персонал, а заказчику — получать контролируемую услугу по разумной цене.
Это предложение доказывает свою эффективность и во времена стабильности, и особенно в те периоды, когда важно не просто сохранить свои позиции, а стать ещё более сильным поставщиком услуг, интересным для клиентов и партнёров. Между прочим, о том, как «Новый дом» оптимизирует свои издержки и борется с кризисом, я буду рассказывать на семинаре в Питере, посвящённом повышению эффективности клининговых компаний в период стагнации. Кроме меня участвуют и другие эксперты рынка, в том числе из-за рубежа. Думаю, тема будет интересна всем руководителям КК.
Автор: Владимир Лебедев, ген. директор компании «Новый дом»
Веб-журнал InfoClean
Похожие статьи:
Статьи, аналитика, интервью → Кризис в клининге. Всерьез и надолго?
Вокруг клининга → Профессиональная химия против бытовой: мифы и реальность оптимизации