Эпоха уборки станций метро с помощью опилок может закончиться летом 2017 года

Эпоха уборки станций метро с помощью опилок может закончиться летом 2017 года

Роспотребнадзор 6 мая 2016 года опубликовал для общественного обсуждения проект нового СанПиНа для метрополитенов, с которым заканчивается эпоха уборки опилками городских подземок.

Одни из самых популярных вопросов на тему уборки метрополитенов, интересующие пассажиров («Что за сыпучий состав, которым убирают метро?», «Для чего сыпят опилки на станциях?» и т. п.), скоро могут потерять свою актуальность. В проекте новых санитарных правил для метрополитенов, вводимых в действие в следующем году, уборка с помощью опилок и других адсорбентов в отличие от действующей редакции никак не упоминается.

 

Новый СанПиН разработан в связи с истечением срока действия СП 2.5.1337-03 «Санитарные правила эксплуатации метрополитенов» и размещён для общественного обсуждения до 24 июня. Обновлённые санитарные правила будут распространяться «на стационарные объекты, подвижной состав, пассажирские, производственные и бытовые помещения метрополитена и обязательны к исполнению при их проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и эксплуатации». Дата введения в действие – 1 июля 2017 года.
В документе структурируется и корректируется старая нормативная информация, и появляются новые требования. Так, урны для мусора и билетов с июля следующего года уборщики должны будут опорожнять не после того, как они заполнятся, а при «наполнении на 3/4 объёма, но не реже 2-х раз в сутки». В проекте новых сан. правил больше не запрещается производить «работы, загрязняющие окружающую среду, в присутствии пассажиров», а технологические процессы уборки и графики проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий не требуется согласовывать с контролирующими инстанциями.

 

Самым, пожалуй, заметным изменением в процессе уборки метрополитенов станет исключение из него влажных опилок (или других адсорбентов), которыми сейчас с помощью щёток в течение дня собирается пыль на станциях. Упоминание о них полностью исчезло из текста новых санитарных правил. Так же, как и требование о проведении уборки (текущей и генеральной) производственных и бытовых помещений.
За чистотой в вагонах перед выходом поезда из депо следить тоже будет необязательно. Согласно новым правилам, отсутствует необходимость проверки санитарного состояния подвижного состава перед выходом на линию. Сейчас это должны делать бригадир мойщиков-уборщиков подвижного состава и мастер (бригадир) участка, на котором проводилось техническое обслуживание и ремонт состава.
Роспотребнадзор не смог прокомментировать положения проекта нового СанПиНа.
 

Любопытно, что требования к процессам наведения чистоты в помещениях и вагонах метрополитена требований стало гораздо меньше, в отличие от указаний, где и как осуществлять подготовительные мероприятия к уборке. Практически весь раздел «Требования к содержанию пассажирских салонов и кабин управления, пассажирских помещений, производственных и бытовых помещений метрополитена» касается размещения и содержания уборочного инвентаря и оборудования, мест для хранения химии и подготовки моющих и дезинфицирующих растворов. Все требования к процессу уборки и дезинфекции сводятся лишь к необходимости выполнять работы «с соблюдением периодичности и технологии в соответствии с Приложением №5».
 
Само Приложение №5 «Периодичность уборки и дезинфекции пассажирских помещений метрополитена» претерпело небольшие изменения по сравнению с действующей редакцией. В тамбурах вестибюлей после вступления в силу новых правил клинерам предстоит не только убирать мусор и пыль, но и проводить влажную уборку «по мере загрязнения, но не реже 1 раза в сутки». В зимний период «по мере загрязнения, но не реже 2 раз в сутки» надо будет осуществлять «сдвигание жидкой грязи» в вестибюлях, тамбурах и на лестничных площадках. Поверхности эскалаторных балюстрад придётся мыть каждую ночь вместо нынешнего одного раза в неделю. Добавилась обязанность не менее 1 раза в сутки проводить влажную уборку разделительных барьеров, ангаров и билетных автоматов, а также еженощно отмывать колонны и пилоны (без указания высоты обработки). При этом дезинфицировать добавленные в перечень поверхности новый СанПиН не требует вообще.
 
В части уборочного инвентаря никаких изменений не произошло. Всё так же Роспотребнадзор предлагает клинерам метрополитенов пользоваться не маркируемой фланелью «для мытья скамеек, диванов, стен и балюстрад пассажирских помещений» и мешковиной с нашитыми на угол лоскутами двух цветов: красного (для полов в туалетах) и зелёного (для полов в основных помещениях). Ведра и щётки из арсенала уборщика тоже никуда не делись.
 
Новый СанПиН вступит в силу примерно в то же время, когда, по планам разработчиков, начнет действовать закон «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который должен помочь развитию подземок в регионах благодаря более заметной роли федерального центра в финансировании и ответственности за их строительство и эксплуатацию. Законопроект сейчас находится на стадии согласования в Минтрансе, а рассматривать его придется, скорее всего, уже новому составу Госдумы. Возможно, к тому же времени ГУП «Московский метрополитен» окончательно откажется от услуг клининговых компаний — с февраля 2016 года столичная подземка наводит чистоту своими силами пока только на станциях Кольцевой линии.
 


Комментарии


Ирина Коваленко, коммерческий директор НПФ «Химитек»
Разработка «Санитарных правил эксплуатации метрополитенов» является несомненным шагом в сторону цивилизованного подхода к обеспечению санитарной безопасности метрополитена как объекта большой проходимости и массового скопления людей, что связано с риском распространения заболеваний среди пассажиров. Влажная уборка и дезинфекция поверхностей, с которыми контактируют большое количество пассажиров, прерывают пути распространения инфекционных заболеваний, что особенно важно в периоды их сезонных подъёмов. В контексте обозначенной задачи влажная уборка и дезинфекция разменных аппаратов 1 раз в месяц практически не имеют смысла.

 

Галина Ивановадиректор компании «Ювентлайн»

То, что санитарные правила обновляются - это хорошо. Плохо, что нового в них очень мало. На дворе уже второе десятилетие 21-го века, а Роспотребнадзор до сих пор мыслит и пишет нормативные акты, используя терминологию советских времен. Почему «мешковина»? Почему «фланель»? На метрополитенах клинеры давно убирают с помощью мопов и микрофибровых салфеток. Понятно стремление унифицировать как-то инвентарь для всей страны, но пока еще это проект на стадии обсуждения и есть время, стоит, я думаю, добавить в новый СанПиН современные материалы и средства для клининга в подземках.
 
Денис Горишный, директор компании «Метро Вагон-Клининг»
Оцениваю проект нового СанПиНа для метрополитенов положительно. В документе много внимания уделяется обеззараживанию и фильтрации воздуха в подвижном составе, что, безусловно, поможет снизить количество пыли и уровень микробного загрязнения в салоне вагона.
Для клинеров важен пункт, предписывающий производителям использовать в салонах отделочные материалы, удобные для очистки от загрязнений и устойчивые к моющим/дезинфицирующим средствам и механическому воздействию. Это снизит риски повреждения поверхности и позволит применять современные технологии уборки. Хорошо, что сделан акцент на необходимость обеспечения клинеров оборудованными помещениями с вентиляцией, горячей водой и сушильными шкафами.
Огорчает, что в перечне уборочного инвентаря по-прежнему фигурируют мешковина и фланель. И это при повсеместном распространении в клининге современных материалов — прежде всего нетканых — и разнообразных изделий из них (мопов, шубок, салфеток).
 


ИА ИнфоКлин

Источник иллюстрации: сайт vm.ru


Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»