Образование в клининге. Проблемы и решения

3 апреля 2012
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2944
Поделиться:
Образование в клининге. Проблемы и решения
3 апреля 2012
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2944
Поделиться:

Ну вот, кажется, что-то стало сдвигаться в нашем клининговом королевстве. Двадцать лет прошло с образования первой клининговой компании в России и мы задаемся сакраментальным вопросом – много это или мало? Могу отметить, что проблем за это время накопилось немало, и одна из них –  подготовка кадров.
    
За прошедшие два десятилетия практически самостоятельно сформировалась пока еще не признанная на государственном уровне отрасль. Появились отраслевые объединения, но они охватывают лишь незначительное число компаний, занимающихся клининговой деятельностью. Объединения эти разрозненные, и внутри них компании пока не могут найти общий язык. И это несмотря на то, что в России сейчас очень большой интерес к этому виду деятельности. Вопросы организации и регулирования отрасли остаются нерешенными. Государство не хочет брать на себя эти функции.Может, оно и к лучшему, так как в итоге мы можем получить новую неповоротливую и затратную надстройку. Сами же участники  клинингового рынка не желают объединяться и решать вопросы регулирования своей деятельности.

 

Это привело к ряду проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день. И одна из этих проблем – подготовка персонала и воспроизводство кадров. А кадры в настоящее время нам нужны профессионально грамотные. Вот и возникает вопрос: а где их взять? Государственные образовательные учреждения их не готовят, а если и существуют несколько учреждений, которые по инициативе работодателей готовят кадры по программам начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), то это капля в море. Тем более что готовят они слушателей по рабочим специальностям, существующим с советских времен и не отвечающих современному состоянию дел в клининге, или по вовсе не существующим. Например, в одном из учебных центров Москвы готовят «операторов напольного транспорта».


Пытаясь решить проблему дефицита обучающих учреждений для подготовки профессиональных кадров в клининге, ряд крупных и средних клининговых компаний стали создавать свои внутренние учебные центры. Однако практически все они уперлись в стену отсутствия учебных программ, пособий и, главное, отсутствия преподавательских кадров. Худо-бедно какие-то программы были разработаны, но в большинстве случаев вместо обучения получаются подобия тренингов. А ведь сотрудники клининговых компаний, особенно высококлассные специалисты, менеджеры, технологи, руководители, должны обладать суммой знаний из различных областей. Это и основы организации производства, экономики, строительного и текстильного материаловедения, химии, клининговых технологий, охраны труда и экологии, вопросы этики, психологии, коммуникаций и т.д.


Вернемся к тому, с чего начали. Я не зря отметил, что движение началось. Благодаря усилиям АРУК, Концепция клининговой отрасли получила одобрение в комитете по экологии ГД, и ее доработка поручена Минрегионразвитию. Параллельно с этим совместными усилиями опять же Ассоциации Русских Уборочных Компаний, Московской конфедерации промышленников, предпринимателей и работодателей и Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента (КИГМ) № 23 при поддержке московского правительства создана площадка, на которой началось обучение взрослого населения, в том числе мигрантов, по программам дополнительного профессионального обучения (ДПО). Эта площадка будет являться моделью для создания аналогичных в других регионах России.


Для решения указанных выше проблем параллельно разрабатываются несколько направлений: заключен договор с национальной германской клининговой ассоциацией на предмет внедрения в России элементов дуальной системы образования, а также подготовки кадров преподавателей; начата работа по созданию профессиональных стандартов, готовятся дополнения и изменения в существующие законодательные акты; ведется работа по выпуску как адаптированных для России зарубежных учебных пособий, так и отечественных. Разработка профессиональных стандартов позволит нам определить те профессии и специальности, которые реально необходимы на современном этапе. Соответственно, эти профессии и специальности будут внесены в Единый тарифно-квалификационный справочник. На их основании будут переработаны образовательные программы и созданы образовательные стандарты. И мы с вами будем получать квалифицированные кадры.


Нельзя не затронуть и следующий аспект. В соответствии с совместным решением Министерства образования и науки РФ и РСПП в жизнь страны активно внедряется независимая оценка качества профессионального образования. В соответствии с ней в регионах уже создаются такие организации, как экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций. И здесь никак не обойтись без нас и наших специалистов. Вопрос этот отдельный, мы поговорим о нем в следующий раз, а сейчас отметим следующее: при этой системе мы будем участвовать в определении уровня подготовки кадров и от нас будет зависеть, выдадим мы сертификат о квалификации или нет. Мы также будем участвовать в сертификации образовательных учреждений и их программ обучения. А это уже немало для пополнения отрасли профессиональными кадрами.


Как показал круглый стол, посвященный взаимодействию клининговых компаний с заказчиками, нужно обучать не только наш персонал, нашим контрагентам тоже необходимо знать основы клининга. А посему среди учебных программ должны быть программы для обучения менеджеров управляющих компаний и административно-хозяйственных служб, которые контролируют клининговые работы. Понятно, что нельзя контролировать то, в чем ты абсолютно не разбираешься. Надо учиться разговаривать на одном языке. А для этого нам необходим свой терминологический словарь, который учитывает термины и определения смежных областей и профессий, а не создает новые, известные только нам или только нашим оппонентам и, как правило, созданные на основе не совсем грамотных переводов или заимствований из иностранных языков.
 

Автор: Володин Н.Л., руководитель направления развития профессионального образования в клининге АРУК

 

Веб-журнал InfoClean

 



Похожие записи:

Октябрь 2013
Октябрь 2013
В разделе: Ежемесячный дайджест Веб-журнала InfoClean
Октябрьский выпуск Веб-журнала InfoClean
У клинеров появилась возможность получить высшее профильное образование
У клинеров появилась возможность получить высшее профильное образование
В разделе: Новости клининга
Российский Новый университет в июне 2015 года при содействии АРУК начнёт набор абитуриентов по профилю «Производственный сервис» («Сервис в индустрии чистоты»), в рамках кот...
Клининг в Финляндии. Без знаний никуда!
Клининг в Финляндии. Без знаний никуда!
В разделе: Клининг за рубежом
Клининговая отрасль Финляндии требует большого количества профессионалов в сфере уборки. Как решается кадровый вопрос с клинерами в стране Суоми, и какими знаниями должны обладать профессиональные ...
Бизнес-партнеры vs Бизнес-друзья
Бизнес-партнеры vs Бизнес-друзья
В разделе: Колумнисты
Есть ли сложнее тема, чем совместный бизнес друзей? Сложнее темы, как по мне, нет. Особенно, если принять, что большинство книг, народные мудрости и чей-то там жизненный опыт говорят, что «дружба д...
Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»