Клининг в ЖКХ через год может стать лицензируемым
Голосов: 0
Просмотров: 13475
Голосов: 0
Просмотров: 13475
Уже осенью 2014 года может появиться сектор клинингового рынка, на который профессиональным уборочным компаниям без специальной лицензии попасть будет невозможно, а управляющие компании в ЖКХ могут стать фактически клининговыми, но с правами на управление многоквартирными домами.
Депутаты от «Единой России» предлагают оставить УК только уборку подъездов, территории и мусора, отдав остальные функции на откуп ресурсоснабжающим и специализированным организациям.
С 1 сентября 2014 года намечено введение обязательного лицензирования управляющих компаний, которое может привести к еще большей закрытости сектора ЖКХ для клининговых фирм и появлению новых игроков в сфере уборки. «Мы считаем, что внутридомовое обслуживание должно выходить на открытый рынок. Функционал управляющей компании должен сводиться к клининговым услугам — уборке территорий, уборке мусора. А вот обслуживание коммунальных систем надо выводить на профессиональный рынок», — сообщил в конце января на официальном сайте «Единой России» Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.
Согласно задумке, управляющие компании смогут и до, и после лицензирования оказывать клининговые услуги на коммерческой основе, в т.ч. и на открытом рынке. При этом работы по обслуживанию внутридомовых сетей, лифтового и газового хозяйства они должны будут закупать у сторонних подрядчиков. «Это (лицензирование — прим. редакции) проводит грань между УК и клининговыми компаниями. Управляющая компания может сегодня и сможет в дальнейшем оказывать клининговые услуги третьим лица (коммерческим организациям). У клининговой компании появится возможность выполнять работы по содержанию общего имущества МКД (многоквартирного дома – прим. редакции) только после получения соответствующей лицензии», — заявил Веб-журналу InfoClean Мартин Шаккум, рассказав, что данный законопроект будет рассматриваться депутатами в феврале.
Парламентарий уверен, что Управляющую компанию следует освободить от функций исполнителя коммунальных услуг и сохранить за ней только те работы, которые связаны с содержанием общего имущества многоквартирного дома, одновременно усилив контроль над их стоимостью и исполнением. «Большинство таких услуг носит характер клининговых, но также имеются услуги по текущему ремонту (покраска, замена осветительных приборов, ремонт дверей подъездов), не являющиеся, строго говоря, клининговыми», — считает Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям.
По его словам, Управляющая компания только номинально является исполнителем коммунальных услуг, потому что сама не производит и, чаще всего, не покупает у ресурсоснабжающих организаций воду, тепло, газ и электроэнергию. «Функция УК сводится к обслуживанию внутридомовых систем, причем далеко не всех, и выставлению счетов за потребленные коммунальные услуги. И главное, УК никак не заинтересована в экономии коммунальных ресурсов», — поделился своим мнением с ИнфоКлином Мартин Шаккум.
Парламентарий отметил тот факт, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе поручить управляющей компании по договору только определенные функции и только в соответствии с действующими нормами Жилищного кодекса (например, в статье 161 перечислены все возможные полномочия УК). Такие функции, как обслуживание инженерных сетей и техническое обслуживание внутридомового имущества, собственники МКД могут перепоручить специализированным или ресурсоснабжающим организациям, имеющим допуски к данным видам работ.
Правила лицензирования управляющих компаний, согласно законопроекту, утвердит Правительство РФ, а функции лицензирующих органов предполагается возложить на жилищные инспекции субъектов Российской Федерации. «Выдача лицензии предусмотрена Государственным жилищным надзором. Она будет действовать на той территории, где выдана. Тем самым мы и здесь упорядочим систему. Сегодня, например, дома Новосибирска могут обслуживаться компанией, которая зарегистрирована в Москве, и сложно найти концы», — посетовал Руководитель проекта «Управдом» партии «Единая Россия» Павел Качкаев.
Сроки реализации выносимого на рассмотрение Госдумы законопроекта уже определены. До 1 июля 2014 года, согласно заявлению Министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, планируется принять все нормативно-правовые и подзаконные акты, касающиеся лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ. С 1 сентября 2014 года должна начаться выдача лицензий с одновременным проведением экзаменов для будущих директоров управляющих компаний. А введение полного запрета на управление многоквартирным домом без лицензии намечено на 01.05.2015г.
Таким образом, в течение года может появиться отдельный сектор клинингового рынка в ЖКХ, практически недоступный профессиональным уборочным компаниям — получать лицензию на управление жилыми домами клинерам будет невыгодно, т. к. это слишком нерентабельный и «нервный» бизнес. Управляющие МКД, у которых останутся только функции уборки и мелкого ремонта, «на сторону» свои последние деньги отдавать вряд ли захотят. В то же время техника, люди и опыт для работы на открытом рынке у них будут. В результате и без того слабо развитый сектор уборки многоквартирных домов и прилегающей к ним территории может стать абсолютно закрытым для клинингового аутсорсинга, а на «коммерческий» рынок клининга начнут выходить управляющие жилым сектором.
Лицензированным управляющим тоже будет, о чем задуматься, когда они решат расширять свой бизнес за счет экспансии в другие регионы. Если сейчас это можно делать путем открытия филиалов, то после вступления закона в силу им придется регистрировать «местные» юридические лица, чтобы получить заветную лицензию в желаемом регионе. В наиболее трудную ситуацию могут попасть компании, у которых уже имеется своя филиальная сеть по стране.
Например, сложности могут возникнуть у небезызвестной «Славянки», обслуживающей военные городки по всей стране. Как ранее заявлял новый министр строительства и ЖКХ, чтобы получить лицензию, УК должны будут предоставить информацию о наличии материально-технической базы и об отсутствии нарушений в течение года, с чем у дочерней структуры Минобороны имеются существенные проблемы. К тому же у жилищных инспекций благодаря новому закону появится гораздо больше рычагов влияния на нерадивых управляющих: внеплановые проверки, отстранение от управления домом за выявленные нарушения, обращение в суд с иском к УК и другие.