Американский стартап помогает развитию интернет-технологий для клининга
Голосов: 0
Просмотров: 8077
Голосов: 0
Просмотров: 8077
Смартфоны изменили нашу жизнь как потребителей: мы теперь вызываем такси или бронируем номера в гостиницах с помощью специальных сайтов. На очереди — уборка помещений: несколько технологически подкованных компаний хотят реформировать сферу клининга.
Адора Чунг и её брат Аарон сутками бились над новым стартапом в сан-францисской квартире Аарона. Однажды Адора подняла голову, осмотрелась — и поняла, что они тонут в грязи. «Мы программировали почти круглосуточно, без выходных, и квартира Аарона — холостяцкая квартира — превратилась неизвестно во что», — говорит она смеясь.
Брат и сестра не хотели тратить драгоценное время на уборку и решили нанять уборщика. Но выяснилось, что это не так просто. «Уборщики не отвечали на звонки или выставляли завышенные тарифы, а когда мы все же нашли несколько кандидатур, было очень трудно согласовать график», — рассказывает Адора. Поэтому в июле 2012 года брат и сестра запустили проект Homejoy. Это простой сайт, который позволяет клиентам и уборщикам найти друг друга. С его помощью вы можете нанять проверенного человека за адекватную плату и по удобному графику.
Сначала Чунг убирали дома клиентов сами. Но спрос быстро превысил их возможности, и компания начала заключать соглашения с другими уборщиками. Сейчас их сотни: всего за шесть месяцев деятельность Homejoy распространилась на 26 городов. «Уборка всегда считалась услугой для богатых; ею пользуются только 1-2% американцев, — говорит Чунг. — Но я не думаю, что это правильно».
Сфера, готовая к переменам
Рынок клининговых услуг в США всегда был достаточно раздробленным.
По данным исследователей из Freedonia Group, в 2011 году в стране зарегистрировались более 600 тысяч компаний, занимающихся уборкой. Это означает, что большинство из них — небольшие фирмочки, состоящие из нескольких сотрудников. И, хотя 600 тысяч — это, казалось бы, немало, предложение не справляется со спросом. Ведь в американских семьях все чаще оба взрослых работают, а население стареет, поэтому спрос на услуги уборщиков растёт. По прогнозу Freedonia Group, к 2016 году рынок услуг по уборке помещений в США вырастет до 14,3 млрд долларов. Для сравнения: в 2011 году было 11,2 млрд.
В Homejoy говорят, что клининг — одна из последних отраслей услуг, в которую проникли технологии. Но она к этому готова. «Система заказа услуг по уборке не менялась уже долгое время, — говорит Ойзин Ханрахан, основатель компании Handybook, которая работает в восьми городах США и предлагает клиентам широкий спектр услуг — от уборки до сборки мебели IKEA. Посмотрите на эволюцию других сервисов — Amazon для интернет-магазинов, Uber для заказа авто или сайты для поиска гостиниц. Так почему бы не заказывать услуги уборщиков похожим образом?». Возможно, утверждает г-н Ханрахан, ранее проникновение технологий в эту отрасль сдерживалось осторожностью, ведь пригласить в дом незнакомца довольно страшно. Но когда люди привыкли к сайтам вроде AirBnB и Uber, эти ментальные барьеры начали исчезать. «А спрос на услуги уборщиков огромный, и мы только начинаем осваивать этот рынок», — говорит Ханрахан.
Uber для горничных
«Мы помогаем людям найти то, что им нужно», — говорит г-жа Чунг. Она утверждает, что от пользования Homejoy выигрывают не только потребители, приобретающие услуги по умеренной цене и по удобному графику, но и уборщики, которые часто зарабатывают больше, чем в среднем по отрасли и могут лучше планировать свою работу. «Мы часть той тенденции, когда технологии помогают сделать вещи эффективными, как никогда», — говорит Чунг.
Домашняя экономика
Homejoy, Handybook, Exec и другие компании говорят, что их первичная цель — повысить эффективность клининговой сферы — постепенно переросла в нечто большее. Теперь они стремятся сделать уборку базовой услугой и постепенно менять наши представления о том, кто должен выполнять работу по дому.
Экономистам известно, что домашняя работа тоже имеет свою цену. По данным одного исследования, если бы к американскому ВВП в 2010 году добавили стоимость домашней работы, он вырос бы на 26%. По подсчётам Бюро трудовой статистики, американцы тратят в среднем 22 часа в неделю на этот неоплачиваемый и неучтенный труд. «Я не собираюсь приукрашивать ситуацию: многие и дальше будут убирать сами, потому что им так удобнее», — говорит г-н Гутентаг. Но тем из нас, кто немного ленится пылесосить и имеет немного лишних денег, изменения в организации домашнего хозяйства не повредят.
По материалам BBC