Аренда оборудования для клининга. KarcherСистемные решения от Karcher

Клинер! Хочешь выжить - диверсифицируйся!

18 декабря 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 14522
Поделиться:
Клинер! Хочешь выжить - диверсифицируйся!
18 декабря 2018
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 14522
Поделиться:

Даже заядлые оптимисты не назовут последние годы радужными для российской индустрии клининга/фасилити-менеджмента. «Давление на маржу» усиливается с разных сторон: ещё более требовательными к уровню затрат на клининг становятся заказчики, растут затраты на импортные расходные материалы/оборудование/запчасти, увеличивается, конечно, и стоимость труда – жизнь дорожает. Но самое главное – пресловутый курс на «обеление» бизнеса особенно больно бьёт по сервисной индустрии, в том числе по клинингу, где основная затратная составляющая – фонд оплаты труда. Маржа в клининговом бизнесе падает, если не исчезает совсем, и тут необходимы стратегические решения.

Я хорошо знаком как с российской, так и с зарубежной индустрией так называемых Business/Support Services, куда входит и направление профессиональной уборки. Поэтому знаю, что в Европе и, в частности в UK, корпоративный клининг, а точнее, Facility Management (потому что заказчики редко аутсорсят только уборку, подбирая комплексного подрядчика) – это удел компаний-монстров. Аутсорсинговые конгломераты типа Mitie, Serco или Sodexo насчитывают в своём штате сотни тысяч человек и не только обслуживают офисные здания или торговые центры, но и берут на себя всю непрофильную деятельность целых объектов инфраструктуры (аэропортов, вокзалов и т. п.). Жизнь этих компаний нелегка: контракты достаются им в лютых схватках на тендерах, конкуренция идет чисто ценовая, поэтому компании считают каждый пенс и периодически стоят перед угрозой разорения… Собственно, и разоряются. Так, около года назад крупнейший британский аутсорсер Carillion прекратил платежи, и «утянул» на дно десятки своих подрядчиков — специализированных сервисных компаний.

Несколько лет назад, после получения британского MBA, я искал работу и подумывал о знакомой индустрии Facility Management, где намеревался применить свои силы в качестве специалиста в области B2B Strategy and Marketing. Однако, вице-президент одного из крупнейших фасилити-операторов (оказалось, мы учились в разное время в Cranfeild University) приложил все усилия, чтобы меня от этой затеи отговорить. Этот добрый человек, знакомый с ситуацией изнутри, благодаря работе в крупнейшей англо-французской компании со штатом более 100 тыс. человек, объяснил мне: «Алексей, да нет у нас никакого маркетинга или стратегии, как функции! Весь наш маркетинг – это подготовка документов на тендеры».

В итоге я оказался не совсем в FM-индустрии, но рядом с ней – в так называемых Support Services, а именно: возглавил направление мат-сервиса в крупнейшей английской компании PHS Group. Помимо услуг по аренде грязезащитных ковров, фирма имела в своем составе еще с десяток направлений деятельности, так или иначе связанных с эксплуатацией зданий или поддерживающими функциями для бизнеса (от сдачи в аренду спецодежды до уничтожения документов). И вот как раз все эти сервисные бизнесы выглядели удивительно живыми, интересными и рентабельными. 
Более того, впоследствии выяснилось, что компании из сегментов FM и клининга (с которыми я все равно периодически контактировал, потому что они были крупнейшими нашими клиентами) очень стремятся ДИВЕРСИФИЦИРОВАТЬ свой бизнес, чтобы преобразовать его именно в такие более рентабельные сервисные фирмы, уйдя от «просто клининга». Подтверждения целесообразности этой стратегии я вижу из других источников. Например, вновь назначенный глава крупнейшего аутсорсерса Serco заявил, что основным фокусом компании станет переход от простых, малорентабельных услуг типа обслуживания зданий к более сложным сервисам с большей добавленной стоимостью.

 
Что из всего этого можно извлечь российским компаниям? Думаю, наиболее логичным для крупных клинеров в России является диверсификация бизнеса за счёт смежных сервисов с целью создания более рентабельных наборов услуг. И первым кандидатом для такого расширения мне видится мат-сервис. Возможно, у меня предвзятое мнение, как у человека, до сих пор плотно связанного с этой индустрией, так как после работы в PHS занялся B2B-маркетингом и стратегией уже как консультант, а производители грязезащитных ковров с крупными европейскими провайдерами ковросервиса любимые клиенты. Но я стараюсь быть объективным и считаю мат-сервис интересной областью для диверсификации именно клининговых компаний по следующим причинам:

  • практически один и тот же рынок со схожими ЛПРами;
  • оплата труда, как составляющая себестоимости, равно как и количество персонала, просто на порядок меньше, чем в клининге;
  • бизнес-модель предполагает рекуррентные платежи (то есть поток денежных средств от одного клиента на протяжении долгого времени, при условии хорошего качества услуг, конечно) и кеш фло формируется не за счет десятков крупных клиентов, а благодаря сотням небольших заказчиков, что обеспечивает устойчивость финансовых позиций;
  • степень проникновения услуги (market penetration) еще крайне мала, особенно за пределами столиц;
  • индустрия очень фрагментированная, вероятность возникновения в ней «суперсил» (олигополии) крайне мала, что предполагает отличные возможности для независимых игроков, в том числе географическую и отраслевую дифференциацию;
  • через 2–3 года на российский рынок потянутся европейские гиганты Support Services типа Elis или Initial, которые будут стартовать в России через покупку местных операторов рынка. На отечественном рынке не так уж много мат-сервисных компаний, которые находятся в состоянии, пригодном к поглощению. Соответственно, данный вид бизнеса имеет смысл создать и вырастить просто «на продажу».

Разумеется, мат-сервис не является «машинкой для печатания денег». Он содержит в себе немало подводных камней и «челленджей», главными из которых, по моему мнению, являются задачи по правильному выстраивания операционной составляющей (прачечная, логистика) и организации системы продаж, так как в отличие от клининга здесь больше имеют значение классические B2B-продажи, CRM и маркетинговая поддержка. Также важно принять стратегическое решение по формированию пула ковров, выбрать бренд производителя. Тут, кстати, вариантов гораздо больше, чем всем известный Milliken, поставляемый в Россию компанией Schnipper. Тот же Kleen-Tex, например, создал специальную «линейку» ковров для российского рынка.
Но в любом случае все вышеперечисленные трудности и задачи являются посильными, компенсируясь куда более высокой, чем в клининге, маржой и необъятным рынком. Подтверждение этому я периодически получаю в ходе общения с российскими, в особенности региональными, компаниями из индустрии «клининга и около», которые тоже иногда консультирую. Показательно: многие клининговые/аутсорсинговые фирмы, когда-то запускавшие сервис по аренде грязезащитных ковров как дополнительное направление, сейчас, как и другие специализированные сервисы, активно его развивают и масштабируют, при этом фактически сворачивая стагнирующий клининг.

 

Автор: Алексей Безносов, выпускник MBA Cranfeild University (UK), руководитель маркетингового агентства Your Triple Jump (Великобритания)

Веб-журнал InfoClean

 



Похожие записи:

Подводный клининг: с риском для жизни
Подводный клининг: с риском для жизни
В разделе: Клининговый дайджест
Мэтт Мартин - 35-летний дайвер, посвящающий семь часов в день подводному клинингу с риском для своей жизни. В ведении Мэтта аквариум с 10 подводными хищниками, самый большой из которых - тигровая...
Российские клинеры впервые открыто обсудят проблемы и перспективы отрасли с собственниками крупнейших игроков рынка
Российские клинеры впервые открыто обсудят проблемы и перспективы отрасли с собственниками крупнейших игроков рынка
В разделе: Что покажет CleanExpo Moscow 2017
Национальная Ассоциации Фасилити Операторов 13 ноября 2017 года в 14.00 в МВЦ «Крокус Экспо» проведет уникальное мероприятие — Круглый стол «Новая реальность рынка клининга....
Жизнь и смерть онлайн-стартапов: уборщики вычистили с рынка клининговый Uber
Жизнь и смерть онлайн-стартапов: уборщики вычистили с рынка клининговый Uber
В разделе: Клининг за рубежом
Внештатные работники сервисных онлайн-посредников вышли на «тропу войны», заваливая групповыми исками стартапы, предоставляющие им работу. Причиной стало недовольство персонала своим положением «не...
Космонавт помыл снаружи «окно» МКС инвентарем собственной разработки
Космонавт помыл снаружи «окно» МКС инвентарем собственной разработки
В разделе: Клининговый дайджест
Российский космонавт-рекордсмен Генадий Падалка, находясь в открытом космосе, помыл «окна» Международной космической станции космо-клининговым инвентарём собственной разработки.
Комментарии (0)
Наши партнеры

Кейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»