Российские города насытились торговыми центрами: вводится мало, строится еще меньше

Российские города насытились торговыми центрами: вводится мало, строится еще меньше

В крупных российских городах стопорится процесс строительства больших торговых центров. Выводимые на рынок торговые объекты размывают и без того слабую посещаемость и увеличивают средний процент вакантных площадей в ТЦ. Это может вызвать стагнацию на российском клининговом рынке в секторе ритейла, но клинеры рассчитывают, что другие сегменты недвижимости смогут поддержать рост объемов площадей для обслуживания.

В 11 из 36 городов России с населением от полумиллиона человек не ведётся строительство торговых центров арендуемой площадью более 15 тыс. кв. м. Об этом говорится в аналитическом отчёте Cushman & Wakefield. По данным исследователей, похожая ситуация наблюдается в целом по стране.
Авторы исследования отмечают, что в настоящий момент достраиваются и выводятся на рынок единичные проекты. Девелоперы в основном сконцентрированы на оптимизации концепций существующих торговых объектов, включая расширение площадей, обновление дизайна и пула арендаторов.

Города России, в которых не строятся ТЦСтроительная активность в секторе крупных ТЦ отсутствует не только в уже насыщенных торговыми площадями городах, таких как Нижний Новгород, но и там, где качественных площадок для торговли практически нет, например, в Пензе и Махачкале. По словам старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей является лишь одним из индикаторов развития рынка. С учётом других параметров (например, уровень покупательной способности населения – размер оборота розничной торговли, доходов и расходов населения) сейчас уже многие города близки к балансу спроса и предложения с учётом существующих и достраиваемых в данный момент торговых объектов.

Всего в России насчитывается 465 ТЦ общей торговой площадью 18.7 млн кв. метров, из которых на Москву приходится 117 объектов общей торговой площадью 4.6 млн кв. м. По данным Cushman & Wakefield, в России в 1 полугодии 2016 года построено всего 9 торговых центров и объёмы строительства продолжают снижаться. По прогнозу аналитиков, до конца 2016 года будет построено 1.5 млн кв. метров торговых площадей. По их мнению, в 2016 году рынок пришёл к балансу, участники рынка адаптировались к новым условиям, а основные индикаторы рынка — арендная ставка и уровень свободных площадей — стабильны.

«Если говорить в целом про ситуацию на рынке, то можно констатировать, что мы переходим от периода бурного роста рынка к органической «точечной» застройке, от традиционных проектов, предлагающих международный стандарт, к проектам с оригинальной концепцией, либо торговым объектам в составе масштабных проектов развития территорий, где необходимо обеспечить соответствующий уровень инфраструктуры в новом жилом районе», — комментирует старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield.

ежегодный ввод торговых площадей в России

объем инвестиций в ком.недвижимость России

 

Суммарный объём инвестиций в коммерческую недвижимость России во II кв. 2016 г. между тем составил всего 173 млн долл. США, что является антирекордом за последние одиннадцать лет, говорится в отчёте Cushman & Wakefield. Всего же за первое полугодие 2016 г. было инвестировано 2,5 млрд долл. США. При этом аналитики ожидают закрытия нескольких крупных сделок прогнозируют, что общий объем вложений в 2016 г. составит 3,5 млрд долл. США.


Комментарий
Елена Журавлёва, PR-директор компании Cristanval

Совсем недавно в России был период активного строительства бизнес-центров. Но постепенно в столице и других крупных городах спрос на этот вид коммерческой недвижимости был удовлетворён. Рынок пришёл к насыщению. Сейчас то же самое происходит и с торговыми центрами. Нельзя же бесконечно строить большие и однотипные ТЦ. В какой-то момент уже просто достаточно. Я не вижу в этом предпосылок, чтобы говорить о стагнации рынка клининга. У нас ещё много сегментов, где можно и нужно развивать профессиональный клининг – медицинские учреждения, спортивные объекты, муниципальная и государственная собственность.
Cristanval обслуживает объекты в 50 городах России и мы видим, что рынок по-прежнему растёт в метрах, но, к сожалению, сокращается в денежном выражении. Сложности, которые приходится преодолевать российским клининговым компаниям, носят комплексный характер и не связаны с конкретным сегментом рынка. Например, продуктовые розничные сети активно растут, и мы растём вместе с ними. Мы тоже, как и все участники рынка коммерческой недвижимости, учимся работать в условиях жёсткой экономии, и придумываем нестандартные способы привлечения клиентов. «Хочешь жить – умей вертеться» — эти слова сейчас как никогда актуальны.

 

Веб-журнал InfoClean

 

Похожие статьи:

Мусорный вопросРаздельный сбор мусора в «Атриуме»: социальный проект с коммерческой жилкой

Комментарии (0)
Наши партнеры

Портал Клинеры.рфКейтеринговый портал  СateringСonsulting.ruНекоммерческое партнерство «Объединение административно-хозяйственных профессионалов»